Евангелие от Марка, Глава 6, стихи 30-45

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В Евангелии мы можем найти немало весьма любопытных деталей, которые избыточны для повествования, но которые крайне важны для иллюстрации отношения самих евангелистов к описываемым им событиям. Сегодня во время литургии в православных храмах звучит отрывок из 6-й главы Евангелия от Марка. Этот отрывок содержит в себе рассказ о насыщении Господом Иисусом Христом пяти тысяч человек пятью хлебами и двумя рыбами. Давайте послушаем эту евангельскую историю и обратим внимание на некоторые из её подробностей.
История насыщения Спасителем пяти тысяч человек есть у всех четырёх евангелистов, но, конечно же, каждый из евангелистов сделал свои особенные акценты в этой истории.
В только что прозвучавшем отрывке из Евангелия от Марка мы можем заметить как минимум две интересные детали. Во-первых, Марк упомянул, что Христос рассадил людей не просто на траве, а на зелёной траве. Нам — людям из средней полосы России — словосочетание «зелёная трава» кажется по своей избыточности чем-то близким к «масляному маслу», однако для Палестины это словосочетание имеет громадный смысл и очень точно указывает на время года, на тот краткий миг, в который, с одной стороны, травы достаточно, а с другой — она ещё не выгорела на солнце; значит, речь здесь идёт о ранней весне, о том периоде года, который предшествовал ветхозаветной пасхе. По мнению некоторых исследователей Нового Завета, упоминание о зелёной траве здесь появляется неслучайно, оно необходимо не только для определения хронологических рамок, но и как напоминание о заботе Бога о человеке, и представляет собой отсылку к словам Псалтыри: «Господь — Пастырь мой; я ни в чём не буду нуждаться: Он покоит меня на зелёных лугах и водит меня к водам тихим» (Пс. 22:1–2).
Интересно здесь и свидетельство, что Господь не просто повелел людям сесть на траву, но сесть люди должны были рядами — по сто и по пятьдесят человек. С одной стороны, мы видим здесь указание на порядок, ведь Бог — не Бог хаоса, но Бог порядка, и об этом не стоит забывать. Есть здесь и ещё одна сторона: сами числа — сто и пятьдесят — отсылают нас к событиям странствования евреев по пустыне, в частности, к 18-й главе книги Исход, в которой содержатся такие слова тестя Моисея, адресованные Моисею: «Ты же найди из всего народа людей способных, богобоязненных, людей правдивых, ненавидящих корысть, и поставь над народом тысяченачальниками, стоначальниками, и пятидесятиначальниками» (Исх. 18:21). Но почему необходимо, чтобы читатель Евангелия от Марка вспоминал события Исхода? Ответ содержится в Откровении Иоанна Богослова, в котором есть такие слова: «И сказал Сидящий на престоле: се, творю всё новое» (Откр. 21:5). Именно как нечто абсолютно новое Евангелие от Марка предлагает нам понимать служение Христово, а вслед за ним и всю христианскую эпоху, а прообразом этой новизны был Исход, во время которого разрозненные потомки праотца Иакова стали единым и уникальным народом, хранящим истину о Едином Истинном Боге.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов