Евангелие дня - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Евангелие от Марка, Глава 5, стихи 24-34

Выбор комментатора
Читает и комментирует
епископ Переславский и Угличский Феоктист
Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Дмитрий Барицкий.
Евангелие от Марка, Глава 5
Читать далее
епископ Феоктист ИгумновЧитает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Если мы будем внимательны к Ветхому Завету, то мы увидим, что библейская история учит нас одному крайне важному для любого человека навыку: она учит общению с Богом. Новый Завет продолжает ту же линию, и помогает нам сделать этот навык совершенным. Сегодня во время литургии в православных храмах звучит отрывок из 5-й главы Евангелия от Марка. Давайте его послушаем и поразмышляем о том, какие из него можно сделать выводы относительно принципов общения с Богом.

Глава 5.

24 Иисус пошел с ним. || За Ним следовало множество народа, и теснили Его.

25 Одна женщина, которая страдала кровотечением двенадцать лет,

26 много потерпела от многих врачей, истощила всё, что было у ней, и не получила никакой пользы, но пришла еще в худшее состояние,-

27 услышав об Иисусе, подошла сзади в народе и прикоснулась к одежде Его,

28 ибо говорила: если хотя к одежде Его прикоснусь, то выздоровею.

29 И тотчас иссяк у ней источник крови, и она ощутила в теле, что исцелена от болезни.

30 В то же время Иисус, почувствовав Сам в Себе, что вышла из Него сила, обратился в народе и сказал: кто прикоснулся к Моей одежде?

31 Ученики сказали Ему: Ты видишь, что народ теснит Тебя, и говоришь: кто прикоснулся ко Мне?

32 Но Он смотрел вокруг, чтобы видеть ту, которая сделала это.

33 Женщина в страхе и трепете, зная, что с нею произошло, подошла, пала пред Ним и сказала Ему всю истину.

34 Он же сказал ей: дщерь! вера твоя спасла тебя; иди в мире и будь здорова от болезни твоей.

Только что услышанный нами евангельский рассказ об исцелении страдавшей кровотечением женщины стоит особняком от всех прочих рассказов об исцелениях, совершённых Господом Иисусом Христом. Здесь, как мы видим, Спаситель не принимал никакого участия в исцелении: Его никто не просил помочь, с Ним и вовсе никто не разговаривал, Спаситель в этом исцелении выступал в роли бездушного механизма. В этом есть какой-то странный и совсем не евангельский магизм: Господь явным образом не проявил Своей воли, а женщина обрела здоровье, просто прикоснувшись к одежде Христа.

Впрочем, если говорить об этой истории как о имеющей оттенок магизма, то подобным образом можно сказать и о всех тех чудесах, которые происходят после взаимодействия с тем или иным предметом, почитающимся святыней. К примеру, с вещами, принадлежавшими почившим угодникам Божиим. Или же с мощами святых.

Конечно, христиане понимают, что исцеление и вообще помощь человеку в его пути ко спасению, а также в житейских нуждах — это то, на что есть воля Божия. Бог, даже если Он явным образом не проявлял Свою волю в конкретном случае, хочет нам помочь и нам помогает. Помогает же Он нам, как мы только что могли услышать, на основании нашей веры. Дело вовсе не в том, что у Христа была какая-то особенная чудодейственная одежда, ведь если бы это было так, что люди, прикоснувшись к Его одежде, массово бы обретали здоровье. Однако ничего подобного не происходило. Более того, Христос никому не говорил, что для исцеления человек должен прикоснуться к одежде Спасителя.

Женщину действительно спасла вера. И это тот урок, который она преподнесла человечеству.

Есть и ещё один её урок, который тоже не стоит игнорировать: она не стала ничего скрывать, не стала лукавить, она честно ответила на прямой вопрос Христа. Такой ответ не был простым, ведь закон Ветхого Завета запрещал кровоточивым женщинам прикасаться к людям, такое прикосновение считалось осквернением. Ответив на вопрос Спасителя, женщина призналась в нарушении закона. Это признание могло иметь не самые приятные последствия. Но она не испугалась. Она сумела быть честной и перед Христом, и перед людьми.

Итогом же её честности стали те слова, которыми закончился услышанный нами сегодня отрывок, слова, которые хотел бы услышать от Спасителя в свой адрес любой христианин: «Вера твоя спасла тебя; иди в мире» (Мк. 5:34).


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Читать далее
Читает и комментирует священник Дмитрий Барицкий.

Что необходимо для того, чтобы получить от Бога исцеление своей души? Именно об этом говорит тот отрывок из 5-й главы Евангелия от Марка, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.

Глава 5.

24 Иисус пошел с ним. За Ним следовало множество народа, и теснили Его.

25 Одна женщина, которая страдала кровотечением двенадцать лет,

26 много потерпела от многих врачей, истощила всё, что было у ней, и не получила никакой пользы, но пришла еще в худшее состояние,

27 услышав об Иисусе, подошла сзади в народе и прикоснулась к одежде Его,

28 ибо говорила: если хотя к одежде Его прикоснусь, то выздоровею.

29 И тотчас иссяк у ней источник крови, и она ощутила в теле, что исцелена от болезни.

30 В то же время Иисус, почувствовав Сам в Себе, что вышла из Него сила, обратился в народе и сказал: кто прикоснулся к Моей одежде?

31 Ученики сказали Ему: Ты видишь, что народ теснит Тебя, и говоришь: кто прикоснулся ко Мне?

32 Но Он смотрел вокруг, чтобы видеть ту, которая сделала это.

33 Женщина в страхе и трепете, зная, что с нею произошло, подошла, пала пред Ним и сказала Ему всю истину.

34 Он же сказал ей: дщерь! вера твоя спасла тебя; иди в мире и будь здорова от болезни твоей.

Ситуация женщины, о которой мы только что услышали, была крайне безнадёжной. Говоря современным медицинским языком, у неё было аномальное маточное кровотечение, от которого она страдала около 12 лет. Это доставляло ей не только физические, но и душевные страдания. По сути, она была изгоем и страдала от одиночества. Евангелие говорит о том, что она испробовала все доступные ей средства, чтобы справиться с проблемой самостоятельно. Однако всё было безрезультатно. Она оказалась в тупике. О степени её отчаяния говорит её поступок, крайне дерзкий и вызывающий. Она пробирается сквозь толпу людей и касается Спасителя, хотя любой тактильный контакт с окружающими был ей строго запрещён. С точки зрения ритуального закона она была нечистой и скверной. Однако, Господь не обращает на это внимания и возвращает ей здоровье.

Если поразмышлять над описанной ситуацией, она оказывается типичной. Святитель Феофан Затворник предлагает видеть в кровоточивой нашу душу. У всякого из нас, по его словам, она также страдает от непрекращающегося кровотечения. Это поток дурных мыслей и эмоциональных реакций, которые непрестанно, словно из ниоткуда рождаются в нашем сердце. Действительно, если внимательно понаблюдать за собой, можно увидеть, что нас постоянно что-то раздражает. Контактируя с окружающими, оказываясь в тех или иных обстоятельствах, мы в той или иной степени испытываем недовольство, подозрительность, беспокойство, неудовлетворённость, мнительность, тревоги и страхи. Нередко эти состояния так укореняются в нас, что перерастают в обиды, в злобу, в мстительность. Всё это формирует нашу внутреннюю атмосферу. Этот фон недовольства и претензий, который отравляет нашу жизнь, отталкивает от нас людей и доставляет нам разного рода неудобства вплоть до страданий. Нередко именно из-за него мы чувствуем себя одинокими и покинутыми.

В чём же корень этой болезни? Это наш нездоровый эгоизм, который навязчиво нашёптывает нам о том, что все должны вести себя так, как я хочу. События должны развиваться по моему сценарию. Люди должны оправдывать мои ожидания. Однако жизнь идёт своим чередом, и окружающие не особо считаются с нашими хотелками и проектами. Нам это доставляет боль. А потому мы остро реагируем на происходящее. Всё это страдания моей больной самости, которая смертельно боится потерять своё. Ей постоянно чего-то не хватает. Порой она так мучается от этой пустоты, что не помогают ни врачи, ни психологи. Чтобы заполнить эту дыру, человек может даже пуститься во все тяжкие. Вступает в деструктивные отношения, увлекается разными веществами, ищет ярких впечатлений и эмоций, но, по сути, только усугубляет своё состояние. Ведь эго прожорливо, ему всё мало.

Как же избавиться от этого состояния? Святитель Феофан Затворник вслед за Евангелием подсказывает, что ни сам человек, ни другие здесь ему не помогут. В лучшем случае это даст временное облегчение. Исцеление начнётся лишь тогда, когда мы отчётливо увидим и осознаем, что во всех наших чувствах, мыслях и делах нами управляет злобное ненасытное чудовище, которому всё мало и с которым мне самому не справиться. Лишь после этого в душе должна возникнуть острая, естественная потребность во всех своих поступках поставить на первое место не своё хочу, а то, чего хочет Бог. Избавление приходит к тому, кто всякую свою мысль, всякое слово и дело сверяет с волей Творца. Кто на ежедневной основе всего себя подчиняет практическому исполнению Евангелия. Во всяком деле, во всякой ситуации спрашивает Своего небесного Отца: буду ли я полезен Тебе и своим ближним? По словам святителя Феофана, именно в этом случае «душа коснётся Господа и от Господа изойдёт сила в душу». Душа наполнится непрестанными теплотою, горением и радостью, верными признаками и спутниками рождения в ней Царства Небесного.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Читать далее
Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!
15.09.2025понедельник
Слушать на мобильном

Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.

Слушайте подкасты в iTunes и Яндекс.Музыка, а также смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.

Мы в соцсетях
ОКВКТвиттерТГ