Что необходимо делать для того, чтобы получить правильные представления о Боге? Какие книги читать, какими справочниками пользоваться? С какими людьми общаться? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 23-й главы Евангелия от Матфея, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Книжники и фарисеи были воспитателями еврейского народа. Они прекрасно знали священные тексты, предание отцов ветхозаветной Церкви, а также религиозный закон. Что говорить, именно благодаря их строгости вера в Единого Бога не растворилась в языческих суевериях. И, несмотря на это, Господь сегодня обличает их. И причина этого проста. Они стали похожи на ходячие энциклопедии и справочники. По запросу они могли выдать любую информацию, связанную с духовной жизнью. Однако им не хватало главного — практики. Их знания были чисто теоретическими. На их собственную жизнь положительным образом они никак не влияли.
Более того, эти знания даже вредили им. Книжники и фарисеи требовали к себе особого внимания и уважения. Многознание их надмевало. Они считали себя исключительными и превозносились над людьми. В частности, у них напрочь отсутствовала та духовная интуиция, которая позволяет опытному пастырю подсказать человеку, как ему наладить свои отношения с Богом и людьми. Причём подсказать это ненавязчиво, с любовью и кротостью, с учётом уникальной ситуации этого человека. Из слов Спасителя следует, что большинство их советов были похожи на те, которые в наше время можно получить, общаясь с искусственным интеллектом. Информации много, а как это всё применить в своих обстоятельствах, непонятно. От такого часто болит голова, в сердце пусто и на душе тяжко.
А потому единственная польза, которую они могли принести, быть базой данных, в которой хранятся сведения о традициях и ритуалах, необходимых для того, чтобы совсем не отойти от веры. Поэтому и говорит о них Господь слушателям: «что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают».
Может показаться, что проблема книжников и фарисеев — это только их проблема. Однако это далеко не так. Подобный недуг особенно актуален для современного человека. Через наше сознание проходят дикие потоки информации. Такого объёма знаний до нас люди не получали нигде и никогда. В том числе мы можем быть прекрасно осведомлены и в религиозных вопросах. Эта информированность играет с нами злую шутку. Она рождает в уме иллюзию, будто я обладаю тем, что оставило след в моём восприятии. Однако есть один важный закон, который мудрые люди знали испокон веков. Если я что-то не отработал на практике, я это не усвоил. Мне только кажется, что это стало моим. Это всё равно что прочитать учебник по грамматике иностранного языка и заявлять о том, что теперь я могу свободно на нём говорить.
Поэтому сегодня Господь подсказывает Своим ученикам, как же перевести ту пассивную информацию о религиозной жизни, которая живёт в их сознании, в активное состояние. «Больший из вас да будет вам слуга», — говорит Он. Всё Евангелие Спасителя сводится к одному практическому навыку — как говорил об этом святитель Феофан Затворник, «умению устраивать благо для других». А потому если мы не хотим обманываться о собственном духовном состоянии, то всю свою ежедневную активность нам необходимо свести к деятельному служению ближним ради Христа. Наше дело должно идти впереди слова. Сделал молча, выработал у себя такую привычку, а потом, если необходимо, можно и поделиться своим опытом с человеком. Тогда наше слово будет веским. Ведь мы его прожили, прочувствовали, выстрадали, оно стало действительно нашим. От него будет исходить сила. Люди будут ощущать в нём благодать Бога. И она будет утешать их сердце и наполнять душу миром и покоем.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далееЗдравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент Московской духовной академии, священник Стефан Домусчи. Думаю, что практически все церковные люди имеют опыт учительства. У кого-то он минимальный и состоит в объяснении другому каких-то самых элементарных основ богослужебной или нравственной жизни, а кто-то, напротив, берёт на себя ответственность требовать от других исполнения всего, что знает сам. Но что должно быть главным в таком учительстве? Ответ на этот вопрос мы слышим в отрывке из 23-й главы Евангелия от Матфея, который читается сегодня в православных храмах во время богослужения.
Глава 23.
1 Тогда Иисус начал говорить народу и ученикам Своим
2 и сказал: на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи;
3 итак всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают:
4 связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их;
5 все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди: расширяют хранилища свои и увеличивают воскрилия одежд своих;
6 также любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах
7 и приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: учитель! учитель!
8 А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель — Христос, все же вы — братья;
9 и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах;
10 и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник — Христос.
11 Больший из вас да будет вам слуга:
12 ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится.
Если о человеке в семье или на работе становится известно, что он стал верующим и даже решил ходить в церковь, к нему начинают обращаться с самыми разными вопросами религиозного характера. Обычно, если человек начал ходить в храм недавно, его ответы просты, тем более что сегодня на простые вопросы можно найти ответ в интернете. Однако для многих со временем собственное желание учительствовать и наставлять, становится серьёзным испытанием. Конечно, люди обычно не входят в вопросы церковной науки, но поговорить о том, как надо себя вести, какие традиции и праздники как соблюдать, как молиться о том или другом и что такое пост — всё это входит в круг постоянно обсуждаемых вопросов.
Во времена Христа в народе были люди, которые становились профессиональными учителями соблюдения закона и самых разных традиций. Таких людей называли фарисеями. К своему делу научения других они подходили ответственно и совершали его со всей тщательностью. При этом сами далеко не всегда выполняли то, исполнения чего ждали от окружающих. Спаситель прекрасно видел, что в основе требований фарисеев лежал богоустановленный закон, который, естественно, необходимо было соблюдать. Впрочем, в первую очередь в его нравственном и духовном аспекте, на что Христос также многократно указывал. Однако, кроме этого, фарисеи соединяли правила вместе, так что исполнить их становилось просто невозможно. И то важно, и это важно, и ещё вот это. Традиция на традицию и вот человек связан по рукам и ногам и уже не может шагу шагнуть, чтобы не нарушить чего-нибудь прибавленного к закону Божьему фарисейским благочестием.
Подчёркивая важность соблюдения закона и понимая, что со временем и Его собственных учеников будут спрашивать, как поступать в том или ином случае, Спаситель призывает нас не становиться новыми фарисеями. И, во-первых, исполнять то, что советуешь другим, для того чтобы помогать им своим примером. А, во-вторых, и это самое главное, не забывать, что главный и единственно подлинный Учитель Закона Божьего — Он Сам. Именно Христос, а не древность или общепринятость того или иного является твёрдым основанием для того, чтобы считать нечто важным и даже обязательным к исполнению. И если кто-то чувствует в себе желание поучить других, он должен обратиться к образу Христа, который сказал: «Больший из вас да будет вам слуга: ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится». Итак, последуем за Спасителем, и пусть главным научением, которое мы будем являть миру, будут готовность жертвенно и с любовью служить ближним.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далее
священник Дмитрий Барицкий