Сегодня модным является рассуждать о так называемых детских травмах. Довольно зрелые уже мужчины и женщины устремляют свои взоры в прошлое, чтобы там — на просторах детства — разглядеть причины нынешних неудач. Интересно, но тема детства проявляет себя и на страницах Писания. И давайте, перед тем, как продолжить разговор, мы послушаем отрывок из 18-й главы Евангелия от Матфея, что читается сегодня во время богослужения.
Все мы родом из детства. Спорить с эти утверждением бессмысленно. Мы приносим с собой во взрослую жизнь книги, которые прочитали в детские годы, фильмы, которые мы посмотрели, радость и боль, оставившие отпечатки на наших сердцах. Это действительно так. В данном смысле детство является одним из наиболее важных периодов человеческой жизни. Когда закладываются основы многих и многих определяющих дальнейшие процессы вещей. Но вещей отнюдь не неизменных. Прошу понять корректно.
Я ни в коем случае не пытаюсь опровергнуть мнение о существовании детских психических или душевных травм, но являюсь принципиальным противником всё происходящее в жизни взрослого человека объяснять исключительно с данных позиций. Это местами бессмысленно и в большинстве случаев в практическом отношении безответственно. Ведь человек, апеллирующий к неприятным событиям из детства, чаще всего просто не хочет отвечать за свои поступки. И стремится свалить всё на тех, кто окружал его в прошлом. Вместо того, чтобы поступить так, как сказано в сегодняшнем евангельском чтении. А оно, прежде всего, призывает нас к ответственности.
Христос обращается к апостолам с проникновенным поучением, целью которого является отрезвить зазнавшихся учеников. Те вновь поддались поздним по времени ветхозаветным мифам о царстве Мессии и принялись делить шкуру неубитого медведя — распределять между собой должности, министерские портфели. Христос, стремясь помочь ученикам преодолеть искушение, указывает на ребенка и говорит, что только по-детски чистые, незлобивые люди войдут в Царство Божие. А те, кто не смогут выпутаться из сетей гордости, тщеславия, сребролюбия, туда войти не смогут. Не потому что Бог жесток, а потому что самим эти людям рядом с Господом будет больно.
Но при чём тут детская травма, спросите вы? Христос, указывая на ребенка, призывает апостолов к ответственности. Говорит об очень важной вещи. Им предстоит стать пастырями Церкви, проповедниками Христова учения. И ни в коем случае апостолы не должны совершать подмену. А именно — под видом Евангелия рассказывать юному поколению христиан байки о земном царстве Мессии. Никого они не должны соблазнять властью и материальными благами, о которых сами наслушались в детстве и были этими вещами очарованы.
Таким образом, Христос говорит как бы следующее: «Я понимаю, что вы ждёте того царства, которого нет и не будет. Но я помогу вам преодолеть искушение, исцелю вас, чтобы и вы впоследствии научили людей правильному пониманию Бога и Его действия в мире». Свое обещание Христос сдержал — послал апостолам благодать Святого Духа, которая их преобразила и освободила от власти ложных стереотипов. И ученики Спасителя уже не нуждались в том, чтобы оправдываться за промахи, ссылаясь на то, что их когда-то не так воспитали.
Вот и мы, как бы ни прошло наше детство, давайте просто отпустим прошлое. И попросим у Бога Его благодати, чтобы она укрепила и освятила нас. Дала нам возможность жить в незлобии и простоте. Наделила нас мужеством простить ошибки наших предков и поблагодарить их за то хорошее, что они могли или стремились сделать. И самое главное — пусть благодать даст нам возможность ошибки предшественников не повторять и самим не наносить нашим детям болезненные травмы.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далееСегодняшнее чтение начинается с вопроса, который оказывается очень понятен каждому из нас. Апостолы спрашивают Христа о том, кто больше в Царствии Небесном. При этом не стоит думать, что они имеют ввиду Царство, которое наступит после второго пришествия и воскресения мертвых. Судя по всему, они ждут, что Иисус, как мессия, устроит Царство Неба на земле, а они, в свою очередь, смогут занять в нем ключевые посты. Как мы видим, идея карьерного роста и первенства занимала людей уже в тем времена. Сегодня наиболее явно желание быть первым мы видим в спорте, но на самом деле в других сферах происходит то же самое. Какое место в рейтинге занимает моя фирма? Мой факультет в университете? На каком месте я сам? Поступая на работу люди спрашивают о перспективах карьерного роста, который на самом деле означает рост зарплаты, престижа и властных полномочий. Итак, апостолы подходят ко Христу с похожим вопросом. Однако Христос, не имеет ввиду Царство, в котором все живут по законам мира сего и поэтому отвечает совершенно не так, как они ожидают.
Подозвав ребенка, Спаситель говорит: «если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное; итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном». Сегодня нам непросто понять, что Он имеет ввиду, потому что слово обращение мы понимаем совершенно иначе. Когда про человека говорят, что он обратился, скорее всего подразумевают, что он обратился в какую-то веру. Однако на арамейском языке, языке Самого Христа, это слово означало покаяние, разворот не только в физическом, но в первую очередь в духовном смысле слова. Обращаясь к ученикам, которые имеют далеко идущие планы, Христос говорит, что прежде, чем думать о первенстве, они должны покаяться и умалиться до детского состояния. Не просто умерить свои амбиции, а отказаться от них совсем, чтобы начать с нуля. Апостолы, как и все взрослые, думали о себе довольно высоко. Они считали, что сами знают, чего они хотят, сами ставят себе цели. Ответ Христа прост: они должны понять, что цели их ложные и пока они не откажутся от них, пока не отбросят все свои амбиции, пока не станут как дети, которые еще ничего о себе не думают и готовы учиться, вопрос о Царстве будет для них закрыт.
Весь мир, вся культура и привычные стратегии поведения нацеливают нас на развитие и стремление к тому, чтобы быть первыми. В рамках мира сего с этим вряд ли возможно бороться, но в том то и дело, что христиане призваны жить ценностями Царства. Если хочешь войти в него, не ищи первенства, ищи Бога и Его правду.
Читать далее
священник Антоний Борисов