Евангелие от Матфея, Глава 14, стихи 14-22

«Остается надеяться лишь на чудо!» Такое устоявшееся клише мы обычно слышим в фильмах или сериалах, когда речь идет о чьих-то микроскопических шансах на выживание. И у нас складывается впечатление, что чудо — это нечто эфемерное, почти случайность, на которую не стоит рассчитывать. Так ли это? Давайте посмотрим, что нам о природе чуда говорит Евангелие? А именно отрывок из 14 главы Евангелия от Матфея, который читается сегодня во время богослужения. Послушаем.
Чудеса, которые совершал во время земного служения Господь Иисус Христос, безусловно, имели огромное значение с точки зрения проявления милосердия. Но была в поступках Спасителя обязательно и педагогическая составляющая. Взять хотя бы эпизод, когда Христос необъяснимым образом накормил пятью хлебами и двумя рыбами пять тысяч мужчин, которых сопровождали женщины и дети. В данном поступке наряду с милосердием мы вполне можем распознать и самое настоящее учительство.
Объектом этого учительства стали апостолы. Именно их Христос призывает к действию, а затем к верной оценке всего произошедшего. Что имеется в виду? Первое, что необходимо отметить, это то, откуда и при каких обстоятельствах взялись упомянутые пять хлебов и две рыбы. Напомню. Ученики, испугавшись голодного бунта, просят Спасителя отпустить собравшихся людей и дать им возможность достать где-то пропитание. Но Христос настаивает на том, чтобы народ накормили именно апостолы.
Те, пытаясь оправдаться и показать, что возможности их минимальны, принесли Спасителю скромный набор продуктов, которым необъяснимо и неожиданно Сын Божий накормил огромную толпу. Так Христос показал Своим ученикам, что сила Божия действительно совершается в немощи. И не стоит впадать в отчаяние перед лицом трудностей, но просить у Бога помощи. И Тот обязательно откликнется.
Интересно, что Христос не приписывает Себе какой-либо славы, не требует почитания. Он взял у апостолов пять хлебов и две рыбы, а затем попросил именно их начать раздавать эти продукты. И собравшиеся люди, конечно же, посчитали апостолов, как минимум, соучастниками, соавторами чудесного умножения хлебов и рыбы. Ученики же, как кажется, не отказывались от того, чтобы их благодарили. И ими восхищались.
В тот момент настало время второго важного урока. Христос, желая уберечь апостолов от впадения в гордыню, велит им (или как говорится в евангельском тексте «понудил их») сесть в лодку и отправиться на другой берег Галилейского озера. Казалось бы, наступил момент триумфа. Народ полностью на стороне Спасителя. Его ученики греются в лучах приобретенной славы и вполне могут управлять людьми от лица Христа как Его полномочные представители. Но не тут-то было.
Спаситель прекрасно понимал, как притягательна еще для апостолов земная власть, как хотят они прославиться и занять выгодные места в обществе и государстве. И уберегает их от непосильного искушения. Сам же Он не остается с народом, но сначала поднимается на гору, чтобы помолиться и принести Отцу Небесному благодарность за чудо, а затем отправляется пешком по воде к апостолам, спасая их от морской бури. Поэтому Самого Христа в стремлении к власти обвинить никак не получится.
А всё прозвучавшее позволяет нам сделать важный вывод. Состоит он в следующем. Чудеса Божии не эфемерность и не случайность. Господь действительно участвует в нашей жизни, и Его чудесная помощь, проявившая себя в прошлом, происходящая в настоящем, не только избавляет нас от скорбей, укрепляет в вере, но и учит смирению. Господь хочет, чтобы мы жили в согласии с Его благой волей и не поддавались гордости, помня о том, что Бог гордым противится, а смиренным подает Свою благодатную помощь.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов