Евангелие дня - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Евангелие от Матфея, Глава 14, стихи 35-36; Глава 15, стихи 1-11

Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Стефан Домусчи
Выбор комментатора
Читает и комментирует
протоиерей Павел Великанов
Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Дмитрий Барицкий.
Евангелие от Матфея, Глава 14
Евангелие от Матфея, Глава 15
Читать далее
Читает и комментирует священник Стефан Домусчи

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами священник Стефан Домусчи. В любой религии есть понятия чистого и нечистого, освящающего и оскверняющего. И, конечно, во всех традиционных культурах особое внимание отводится тому, что такое скверна и нечистота, потому что нечистые вещи воспринимаются как опасные. Но что же воспринимается как опасное с точки зрения христианства? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 14-й и 15-й глав Евангелия от Матфея, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.

Глава 14.

35 Жители того места, узнав Его, послали во всю окрестность ту и принесли к Нему всех больных,

36 и просили Его, чтобы только прикоснуться к краю одежды Его; и которые прикасались, исцелялись.

Глава 15.

01 Тогда приходят к Иисусу Иерусалимские книжники и фарисеи и говорят:

02 зачем ученики Твои преступают предание старцев? ибо не умывают рук своих, когда едят хлеб.

03 Он же сказал им в ответ: зачем и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего?

04 Ибо Бог заповедал: почитай отца и мать; и: злословящий отца или мать смертью да умрет.

05 А вы говорите: если кто скажет отцу или матери: дар Богу то, чем бы ты от меня пользовался,

06 тот может и не почтить отца своего или мать свою; таким образом вы устранили заповедь Божию преданием вашим.

07 Лицемеры! хорошо пророчествовал о вас Исаия, говоря:

08 приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня;

09 но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим.

10 И, призвав народ, сказал им: слушайте и разумейте!

11 не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека.

С чего мы начинаем учиться письму? С того, что рисуем палочки, крючки, флажки и многое другое. Сначала нашу руку держат родители, потом мы самостоятельно обводим пунктир, потом пытаемся повторить сами без поддержки. Мы переживаем за помарки и радуемся, когда получается всё написать правильно. Постепенно, к определённому возрасту, мы перестаём вести прописи и пишем каждый своим почерком, при соблюдении общих правил письменной речи. Опыт ведения прописей для нас очень ценен, мы набиваем руку, приучаем свой мозг не только к определённым движениям, но и к тому, чтобы вообще владеть мелкой моторикой. Впрочем, несмотря на ценность детского опыта, в нормальной ситуации мы к нему не возвращаемся. Он важен, но носит лишь вспомогательный, воспитательный характер.

В сегодняшнем отрывке из Евангелия от Матфея мы слышим, как к Спасителю приходят фарисеи и возмущаются тем, что Его ученики едят неумытыми руками. При этом, очевидно, они смущены не нарушением правил гигиены, но несоблюдением закона Моисеева. Точнее, как выяснилось из ответа Христа, не всего закона, но той его части, которую им удобно было соблюдать. Правила об умовении рук хоть и было непросто соблюдать, учитывая отсутствие водопровода, однако оно не требовало от них нравственного труда. При этом, не желая финансово поддерживать родителей, которых по закону они должны были почитать, фарисеи говорили, что пожертвовали эти деньги Богу и таким образом, как они думали, освобождали себя от обязанностей. Христос указывает на их двойные стандарты и обличает пренебрежение одной из важнейших заповедей. Однако не останавливается на внешнем обличении и обращается к самой сути их представлений о скверне. Обращаясь не только к фарисеям, но и ко всем слушающим, Спаситель подчёркивает: ничто внешнее, ничто материальное на самом деле осквернить человека не может, существует только внутренняя, сердечная скверна, связанная с грехом. Основание этой мысли очень простое: Господь сотворил прекрасный и добротный мир, который оскверняется только грехом. В самом же мире нет ничего скверного.

Задумываюсь над словами Спасителя, мы понимаем, что ветхозаветные представления о скверне, о чистых и нечистых предметах, животных, вещах, имели в первую очередь педагогический характер. Как прописи приучают нашу руку к внимательным и чётким движениям, так ветхозаветный закон приучал людей к тому, чтобы они всегда помнили Бога и его заповеди. В свою очередь в Новом Завете Спаситель подчёркивает, что суть этих заповедей не в форме, но в правильных отношениях с людьми. Становясь христианами, мы призваны с любовью относиться к окружающим людям, стараться не думать и не говорить о них плохого, не совершать скверных поступков, быть чуткими в отношениях с Богом и стремиться сохранить чистым от скверны своё сердце.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Читать далее
протоиерей Павел ВеликановЧитает и комментирует протоиерей Павел Великанов

Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. В одном нашумевшем молодёжном сериале есть эпизод, когда к девочке, подвергшейся насилию, вдруг резко меняют отношение все бывшие друзья и приятели. Почему и как это произошло, нам поможет понять разбор отрывка из 14 и 15 глав Евангелия от Матфея, который читается сегодня в православных храмах во время богослужения.

Глава 14.

35 Жители того места, узнав Его, послали во всю окрестность ту и принесли к Нему всех больных,

36 и просили Его, чтобы только прикоснуться к краю одежды Его; и которые прикасались, исцелялись.

Глава 15.

01 Тогда приходят к Иисусу Иерусалимские книжники и фарисеи и говорят:

02 зачем ученики Твои преступают предание старцев? ибо не умывают рук своих, когда едят хлеб.

03 Он же сказал им в ответ: зачем и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего?

04 Ибо Бог заповедал: почитай отца и мать; и: злословящий отца или мать смертью да умрет.

05 А вы говорите: если кто скажет отцу или матери: дар Богу то, чем бы ты от меня пользовался,

06 тот может и не почтить отца своего или мать свою; таким образом вы устранили заповедь Божию преданием вашим.

07 Лицемеры! хорошо пророчествовал о вас Исаия, говоря:

08 приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня;

09 но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим.

10 И, призвав народ, сказал им: слушайте и разумейте!

11 не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека.

Как же связаны спор между Иисусом и фарисеями об умовении рук — и трагическая судьба героини из молодёжного сериала? А связь — самая непосредственная: ведь речь идёт о категории «чистый — нечистый».

Как ни странно, но даже в самых, казалось бы, нерелигозных субкультурах — таких, как тюремная — эта категория является базовой. И речь, конечно же, идёт вовсе не о физической чистоте или загрязнённости: значение здесь далеко выходит за рамки физического мира. Фактически, мы имеем дело с феноменом «фантомных болей» — когда причины и суть давно стёрлись, но привычка «испытывать боль» могла остаться навсегда.

Не только в иудаизме, но и практически в любой древней религии сфера Божественного требовала к себе особого отношения и воспринималась как пространство выделенное, исключительное, предполагающее специальную подготовку перед общением с духовным миром. Именно отсюда и появляется обычай ритуальных омовений — который в итоге превратился в символическое действие: едва ли можно думать о полноценном умовении рук столь малым количеством воды, которое помещается в полторы скорлупки от яйца! А именно такой объем требовался для омовения рук во времена Иисуса. От умовения, имевшего некогда простой и понятный смысл физического очищения, остаётся лишь образ — фактически бессмысленный. И за несоблюдение этой «видимости» умовения столь жёстко упрекают Иисуса фарисеи.

Но давайте вернемся к героине сериала. Как же стало возможной столь резкая перемена отношения окружающих к пострадавшей девочке? Ответ — в переносе тюремных категорий «чистый — нечистый» в обычную жизнь позднесоветского человека. Духовный вакуум без особого разбора «втягивал» в себя что угодно, где были хотя бы остатки, или даже намёки на ценностную систему. И так понятие «скверны», своими корнями восходящее именно к талмудическому, вдруг надёжно укоренилось в сознании подростков. Ведь неспроста значительная часть тюремного жаргона восходит именно к идишу — не отсюда ли и следует искать корни пресловутой «нечистоты»?

Заметим, что именно талмудическое понятие «нечистоты» обладает высокой «когнагиозностью» — то есть способностью передаваться при прикосновении. Как в эпизоде из сериала, когда бывшие друзья демонстративно выбрасывают бутылку с лимонадом, из которой отпила «нечистая».

Как мы видим, казалось бы, между временем земной жизни Спасителя и 20-м веком — огромное расстояние. Но околорелигиозные установки — продолжают жить и — не побоюсь этого слова! — отравлять жизнь и даже самых нерелигозных людей. Поэтому слова, которыми Иисус разрешает недоумение фарисеев — по сей день должны звучать в наших ушах как единственно верный подход к ритуальной нечистоте: «Не то, что́ входит в уста, оскверняет человека, но то́, что́ выходит из уст, оскверняет человека».

Помоги же нам, Господи, быть вдумчивыми прежде всего в нашем отношении к другим — а не пугаться мнимой нечистоты!


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Читать далее
Читает и комментирует священник Дмитрий Барицкий.

Чего Бог ожидает от человека? В чём суть религиозной жизни? Кто может называться истинно верующим? Отрывок из 14 и 15-й глав Евангелия от Матфея, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах, даёт ответ на эти вопросы. Давайте послушаем.

Глава 14.

35 Жители того места, узнав Его, послали во всю окрестность ту и принесли к Нему всех больных,

36 и просили Его, чтобы только прикоснуться к краю одежды Его; и которые прикасались, исцелялись.

Глава 15.

1 Тогда приходят к Иисусу Иерусалимские книжники и фарисеи и говорят:

2 зачем ученики Твои преступают предание старцев? ибо не умывают рук своих, когда едят хлеб.

3 Он же сказал им в ответ: зачем и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего?

Ибо Бог заповедал: почитай отца и мать; и: злословящий отца или мать смертью да умрет.

А вы говорите: если кто скажет отцу или матери: дар Богу то, чем бы ты от меня пользовался,

тот может и не почтить отца своего или мать свою; таким образом вы устранили заповедь Божию преданием вашим.

Лицемеры! хорошо пророчествовал о вас Исаия, говоря:

приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня;

9 но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим.

10 И, призвав народ, сказал им: слушайте и разумейте!

11 не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека.

Книжники и фарисеи в своей духовной жизни ставили на первое место исполнение закона Моисеева, который содержится в самой древней и наиболее авторитетной части Священного Писания. На протяжении истории этот правила обрастали многочисленными комментариями, которые объясняли, как исполнять древний закон в современных условиях. Большинство этих толкований были устными и передавались от учителя к ученику. Все их в совокупности Христос и называет «преданиями старцев». Огромная часть этих преданий была посвящена тому, как сохранить себя от телесного осквернения. Всё, что окружало правоверного иудея делилось на чистое и нечистое. Так, например, нечистыми считались кровоточащий человек, мёртвое тело, язычник, определённые виды животных, насекомых и многое другое. Если иудей даже неосознанно контактировал с этими предметами, он также становился нечистым. Для верующих это было очень серьезным препятствием для участия в молитве и богослужении. Ведь Бог свят, и рядом с Ним не должно быть никакой скверны. Поэтому тот, кто прикасался к осквернённому объекту, был обязан соблюдать карантин. После определённого периода изоляции, человек был обязан совершить ритуальные омовения и лишь тогда он мог вернуться в общество. В Евангелии мы видим, как Христос регулярно пренебрегает этими законами. Он входит в контакт с язычниками, прикасается к мёртвым, позволяет прикоснуться к Себе прокажённым и кровоточащим. Его ученики, да и Он Сам, едят, не совершив омовения. Поэтому книжники и фарисеи постоянно упрекают Спасителя в нарушении норм благочестия.

В ответ Господь упрекает иудеев в том, что, скрупулёзно соблюдая ритуальные обряды, они пренебрегают самыми близкими людьми, отцом и матерью. Ту часть своего имущества, которую можно было бы отдать родителям, чтобы почтить их старость, они завещают храму. В этом было огромное лукавство. Ведь в казну это имущество уйдёт лишь после смерти человека. До этого момента он будет его временным хранителем. Но и другие теперь не имеют право претендовать на это имущество. И всегда есть повод отказать своим близким в материальной поддержке. Сказать: это не моё, это принадлежит Церкви. Я всего лишь смиренный хранитель. Я бы с радостью вам помог, но, простите, не могу, таков закон. Указывая на эту хитрость, Господь говорит: что толку от вашего благочестия, если вы не исполняете главного, чего ожидает от вас Бог? Если вы так скверно обращаетесь с теми, кто вас окружает?

Задумаемся над этой ситуацией. Ведь нередко мы страшно переживаем, если, например, не удаётся вычитать все положенные молитвы к Причастию, если оскоромились в постный день, если ушли раньше с богослужения. Однако при этом спокойно судимся со своими родными. Годами носим обиды на близких. Наше сердце наполнено претензиями к окружающим. И при этом мы думаем: почему же нет Бога в моей жизни. Ведь причащаюсь, исповедуюсь и даже духовник есть. Господь сегодня чётко указывает на причину. Пока камень тяжбы с ближними будет лежать на душе, никакое соблюдение ритуальных предписаний не поможет. И если мы хотим что-то изменить, придётся самому делать шаги к примирению. Это неприятно. И наше больное самолюбие сразу приведёт сотни убедительных аргументов, почему не стоит этого делать. Однако лишь в результате этой внутренней работы мы сможем впустить в душу божественную благодать и наше участие в ритуальной жизни Церкви обретёт новый и глубокий смысл.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Читать далее
Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!
23.07.2025среда
Слушать на мобильном

Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.

Слушайте подкасты в iTunes и Яндекс.Музыка, а также смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.

Мы в соцсетях
ОКВКТвиттерТГ