Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Любому человеку известно, что не только образ жизни, но и образ мысли находит своё выражение в нашей внешности. Мы практически безошибочно умеем считывать лукавство, видим агрессию, растерянность, с лёгкостью замечаем радость и счастье на лицах других людей. Из личного опыта мы знаем, что добрые вести мгновенно меняют восприятие окружающего мира в лучшую сторону, тогда как вести дурные погружают мир в серость, а окружающих людей делают в наших глазах неприятными и раздражающими. Одним словом, человек очень сильно зависит от того, что он чувствует, думает и переживает. Конечно же, Христос знает об этом; а потому в Своих притчах Он и сравнивал Царство Небесное с чем-то очень маленьким и незначительным, оказывающим в конечном итоге на нас огромное влияние. Сегодня во время литургии в православных храмах звучит отрывок из 13-й главы Евангелия от Матфея; этот отрывок содержит две краткие Христовы притчи о Царстве Божием. Давайте их послушаем.
Только что мы услышали две предельно краткие притчи, которые посвящены раскрытию одной и той же темы — они посвящены Царству Небесному. Любопытно, что Христос никогда не давал, скажем так, технического определения Царства Небесного: Он не говорил ни о его местоположение, ни про его наполнение; не давал Спаситель и каких-либо визуальных описаний Царства Небесного. Все евангельские слова об этом Царстве касаются совсем других вопросов и никогда не описывают Царство Небесное по существу. Чаще же всего Господь говорил о нём в притчах, и, конечно же, у этого есть свои причины.
Одну из причин использования притч мы можем найти в не вошедшей в сегодняшний отрывок части 13-й главы Евангелия от Матфея, в которой было сказано, что тайны Царства Божия дано знать отнюдь не всем (см. Мф. 13:11). Ведь сама форма притчи предполагает, что для её понимания нужно потрудиться; в случае же с евангельскими притчами потрудиться нужно душой, то есть очистить её от грехов и пороков. Если же этого не сделать, то слова притч будут звучать приблизительно так же, как звучит медицинская терминология для никогда не учившегося медицине человека.
Есть, конечно, и другие причины использования Христом в Своей речи большого количества притч: Царство Небесное невозможно описать никакими земными категориями, как невозможно ими описать и многие иные понятия, касающиеся духовной жизни. Все те определения, которые мы можем найти, скажем, в Законе Божием или же в учебниках по догматическому богословию, — это лишь некоторая степень приближения, весьма далёкая от идеала.
Сопоставляя Царство Небесное с маленьким семенем и с закваской, Христос указал на крайне важное свойство этого Царства: оно не только незаметно возрастает в человеке, но его ещё и невозможно победить, как невозможно уничтожить то, что предельно мало. Да, безусловно, мы живём в эпоху, в которую человечество научилось взаимодействовать и со значительно меньшими по своему размеру объектами, но непосредственные слушатели Христа жили в совсем другое время, и Спаситель адаптировал Свои слова именно под их восприятие.
Итак, Царство Небесное — живёт внутри человека, оно мало, и его невозможно физически уничтожить. Любой христианин знает, что это действительно так, а потому мало кто из нас может сказать, каким путём он пришёл ко Христу; этот путь невозможно описать с использованием шаблонов, он всегда уникален и удивителен, и он, имея начало во времени, заканчивается в вечности.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далееЗдравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человеку, который смотрит на верующих со стороны, кажется, что в вопросах веры всё должно быть просто. Поверил — живи в соответствии с верой, но так ли всё легко на самом деле? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 13-й главы Евангелия от Матфея, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Итак, перед нами две притчи: о горчичном зерне и о закваске. Есть ли между ними хоть что-то общее? На первый взгляд кажется, нет. Впрочем, посмотрев внимательно, мы увидим, что их объединяет одна очень важная мысль. В обеих притчах речь идёт о постепенности развития из малого и незаметного в большое и значимое. Как маленькое горчичное зёрнышко вырастает в большое дерево, как небольшая часть закваски сквашивает всё тесто, так нечто на первый взгляд незначительное может захватить человека и преобразить его жизнь. Только для этого важно дать ему время для роста.
Иногда человек приходит в храм и ему говорят: здесь всё просто, вот молитвослов — читай его, вот список грехов — сравни со своей жизнью и то, что увидишь в себе, расскажи священнику, вычитай молитвы и приходи причащаться — это очень помогает в жизни. Сравнить это можно с тем, как если бы мы вручили человеку инструмент, на котором он никогда не играл, и сразу потребовали бы от него виртуозной игры. Очевидно, что подобный подход в сфере музыкальной игры абсурден, но с чего мы решили, что человеческая душа примитивнее музыкального инструмента? Музыкальный инструмент по крайней мере находится в руках, его струны или клавиши осязаемы... А душа? С ней значительно сложнее, ведь даже само её наличие для некоторых совершенно не очевидно.
Христос рассказывает притчи о горчичном зерне и о закваске после притчи о сеятеле и такая последовательность неслучайна. Из притчи о сеятеле ясно, что почва нашей души может быть разной и от её качества зависит, какими будут всходы. Для слушателей это могло стать поводом делать выводы о том, какова почва в душах окружающих людей. Для того, чтобы они этого не делали, Христос в двух сегодняшних притчах говорит о том, что вера в человеке растёт постепенно. Религиозная жизнь — жизнь внутренняя. У неё, конечно, должны быть внешние проявления, ведь и семя постепенно даёт росток, и его тоже становится видно. Ошибка здесь заключается не в том, чтобы ждать плодов, а в том, чтобы ждать их быстро и вообще судить о том, как у других складываются отношения с Богом.
Ведь кроме того, чтобы прийти в храм или взять в руки молитвослов, человек должен прожить своё обращение. В тишине сердца предстать перед Богом и осознать, что бытие Творца значит в его собственной жизни. Встреча с Богом может поставить перед человеком трудные вопросы. Например, вопрос о том, насколько его поступки соответствуют тому, к чему Бог призывает. Со стороны, когда это не твои поступки, можно решить, что навести в них порядок проще простого. Однако, когда с призывом изменить жизнь сталкиваешься сам, оказывается, сделать это крайне трудно. В этот момент к нам приходит или по крайней мере должно прийти осознание того, что мы разные, и Бог, призывая нас к новой жизни, соизмеряет скорость изменений с нашими способностями. Человек, обладая даже малым потенциалом, может духовно возрасти, если будет к этому стремиться. Главное, искренне трудиться и доверять Богу на этом пути.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далееЗдравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Любой священнослужитель знает, что основная боль приходящих в наши храмы женщин состоит в переживаниях за детей и внуков, а также за других близких и не очень родственников. У кого-то дети ведут себя не самым лучшим образом, чьи-то мужья позиционируют себя богоборцами, ну а в целом милые наши церковные женщины страдают от того, что они оказываются неспособны привести своих близких ко Христу. Они стараются, но у них мало что получается. Нечто подобное про себя самих можем сказать и мы — священнослужители. Мы тоже стараемся проповедовать Евангелие, но нас мало кто слышит, и даже самые талантливые проповедники не в силах набрать количество просмотров своих проповедей хотя бы приблизительно сопоставимое с количеством просмотров видеороликов автомобильных блогеров среднего уровня популярности. Это могло бы нас повергнуть в уныние и апатию, если бы не некоторые слова Христа. Одна из Его обнадёживающих речей звучит сегодня в православных храмах во время божественной литургии, она взята из 13-й главы Евангелия от Матфея.
В Евангелиях мы можем найти двенадцать притч о Царстве Небесном. Только что мы услышали две из них, и обе они говорят о Царстве Небесном как о чём-то малом и едва заметном на первоначальном этапе. Ни горчичное семя, ни закваска не производят какого-то особого впечатления при их визуальном осмотре, но через какое-то время можно увидеть то, во что превращается малое семя или же стать свидетелями действия небольшого количества добавленной в муку закваски.
Легко догадаться, почему Христос использовал такие аналогии. Опыт жизни Церкви показывает, что большинство людей далеко не сразу откликаются на евангельскую проповедь, чаще всего весть о Царстве Божием живёт в нас сокрыто и не оказывает какого-либо влияния на нашу жизнь, но это вовсе не означает, что евангельская весть бездействует, нет, она ждёт своего часа. Конечно, при стечении некоторых обстоятельств горчичное зерно может никогда не прорасти, а закваска не оказать своего действия на муку, такое может случиться, к примеру, при низких температурах окружающей среды. Если же эту аналогию приложить к области духовной жизни, то Царство Небесное окажется бессильным в том случае, если человек «заморозил» своё сердце тяжёлыми грехами, в первую очередь, грехами против Бога. Но, как и в случае с физическими аналогиями Царства Небесного, духовная закваска может начать своё действие тогда, когда температура повысится, когда человек через непростые жизненные уроки вынужден будет начать переосмыслять свою жизнь, и очень важно, чтобы внутри него уже было семя Царства Небесного.
Да, мы не можем изменить кого-либо, кроме себя самих. Но мы можем всеми силами стараться сеять евангельские семена Царства Небесного. Может оказаться, что мы никогда не увидим соответствующих плодов в других людях, но это вовсе не означает их абсолютного отсутствия, они попросту могут быть сокрыты от нас, а могут и проявиться тогда, когда нас уже не станет в физическом мире, а потому наше дело состоит не в том, чтобы думать о плодах, а в самом сеянии семян Христова Царства, в крепкой вере, что с помощью Божией они рано или поздно принесут свой благой плод.
Читать далее
епископ Переславский и Угличский Феоктист