Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Наверное, каждому огороднику временами приходится сталкиваться с сильным разочарованием, когда покупаешь семена в красивой упаковке — а в действительности у тебя вырастает нечто совершенно непохожее на заявленный результат!
Сегодня в храмах читается отрывок из 13-й главы Евангелия от Матфея —давайте послушаем и потом вернёмся к нашим проблемным семенам недобросовестных производителей.
Комментарий к сегодняшней притче о сеятеле мне хотелось бы начать вот с какого ракурса. В притче сказано о разном качестве почвы, на которую падают семена, — и истолкование этих вариантов почвы вполне прозрачно и объяснено Самим Спасителем: каменистая земля — неглубокие люди, терние — слишком погружённые в житейскую суету, и, наконец, плодоносная почва — те, кто внимательны и усердны в исполнении Слова Божия.
Но если попробовать посмотреть на притчу несколько шире, можно обнаружить определённое — как бы так сказать, «несоответствие» реальному положению дел. Неужели Бог сеет повсюду одни и те же семена? Тогда откуда же произрастают совершенно странные, неожиданные, ненужные — а то и откровенно вредные растения? Кто тот самый «недобросовестный производитель семян», который незаметно «подмешивает» в Божественную пшеницу всякие другие, «неправильные», семена? И если Бог, как сеятель из притчи, повсюду, без устали, сеет семена Слова Божия — то откуда же так много произрастает всяких сорняков?
Я понимаю, что притчи в общем-то не стоит слишком «расширять», выходя за пределы контекста самого текста — но уж очень хочется поразмышлять в этом направлении. Итак, сорняки-то откуда?
Попробую продолжить тему в направлении селекции. Вы, наверное, знаете, чем отличается сортовое растение от дикого: в нём в результате селекции специально выделены и развиты необходимые для нас, потребителей, свойства, и минимизированы ненужные или даже вредные. Например, паслен, который растёт в природе, — ядовит, а культурный — пригоден в пищу. То же самое касается и дикого картофеля, миндаля, моркови, тыквы и кабачков — и это далеко не полный перечень. Сорт прежде всего — это генетически закреплённый набор признаков — который, однако, не безусловен. Более того: у небрежного хозяина любой сорт может быстро переродиться, а то и выродиться как таковой, если он не заботится о нём, допускает переопыление, не выпалывает сорняки. Чаще всего, чем более сложным признаком обладает сорт — тем он более «хрупок», неустойчив, и требует максимального внимания. Например, голосеменная тыква, оставленная «как есть», без внимания, через несколько поколений полностью утратит свою «голосемянность» и у неё будут обычные семена с жёсткой кожурой.
К чему я веду? А не являются ли все наши «сорняки» души — страсти и пороки — именно выродившимися Божественными семенами, которые некогда были оставлены без попечения — и, сохранив силу жизни, переродились порой в полную свою противоположность? И если мы не хотим однажды обнаружить себя в сплошных джунглях забивших всё сорняков, может, стоит повнимательнее относиться к тому, что именно мы культивируем в своём сердце?..
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далееРусский поэт и писатель Михаил Лермонтов умер совсем молодым — в возрасте всего 27 лет. Однако он оставил нам множество произведений, дающих пищу для размышления. Например, рассказ «Фаталист», где Лермонтов рассуждает о соотношении человеческой свободы и судьбы. В отрывке из 13-й главы Евангелия от Матфея, который читается сегодня утром во время богослужения, речь о схожем соотношении — свободы человека и воли Божией. Давайте послушаем.
В рассказе «Фаталист» Лермонтов, по большому счёту, так и не даёт ответа на вопрос — всё ли в этом мире предопределено? Но как бы оставляет нам предостережение — не нужно испытывать терпение высших сил. Во всяком случае, главный герой рассказа, похоже, заигрался в фатализм и встретил смерть, с которой пытался состязаться. Прозвучавшее евангельское чтение отчасти тоже посвящено теме соотношения свободы человеческого выбора и промысла Божия. Мы услышали притчу Спасителя о сеятеле. Под этим образом скрывается Сын Божий. Он сначала Сам, в затем через верных Ему проповедников сеет словесные семена евангельского вероучения.
Всеведущий Господь, конечно, знает, как и кем будет воспринята Его весть. Кто-то её тут же отвергнет, кто-то сначала загорится энтузиазмом, но затем потухнет. Третий слушатель и был бы рад откликнуться на зов Евангелия, но жертвует правдой Божией в угоду жизненным обстоятельствам. Но находятся всё же те, кто принимает весть Христову, строит на её основании свою жизнь и приносит духовные плоды. То есть добродетели, которые становятся украшением жизни данного человека.
Как мы видим, если и можно говорить о существовании какого-то предопределения со стороны Господа, то оно имеет исключительно одну направленность — ко спасению. Бог, оставаясь всезнающим и всемогущим, не лишает нас свободы воли. Но Он также не отстраняется от судеб мира. Предопределение существует и может быть выражено словами апостола Павла: «явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков».
В восприятии православия Бог не является отстранённым архитектором, не является Он и жаждущим отмщения инквизитором. Господь — любящий Отец, уважающий свободу воли каждого из Своих детей. Уважающий даже тогда, когда эта воля используется во зло. Мы не принуждаемся Господом к принятию каких-то решений. Что хорошо видно на примере земного служения Христа Спасителя. Свобода Христа никогда не ограничивалась Отцом Небесным. Но Спаситель постоянно соотносил Свои действия с Промыслом Божиим, понуждал Себя к исполнению ветхозаветных пророчеств. Не потому, что хотел уверить общественность в Своём мессианском статусе, а потому что эти пророчества вели Христа к искуплению и спасению человечества.
Вот и мы, если действительно считаем себя людьми верующими, призваны бояться не Божественного фатума, а соотносить наши слова и поступки с заповедями Божиими. Иными словами — быть Его со-работниками и проводниками Его благодати в мир. Только в этом случае благое предопределение Божие для нас лично из замысла превратится в реальность.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далее
протоиерей Павел Великанов