Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В последние годы выражение «выйти из зоны комфорта» из-за своего частого повторения превратилось в фразу, которая не вызывает ничего, кроме раздражения. Но как бы мы к ней ни относились, она довольно неплохо описывает евангельский призыв, ведь Евангелие говорит о том же самом — о выходе из того уютного и комфортного мира, который мы сумели для себя создать. Этот евангельский призыв очень категоричен, его невозможно не заметить, его нельзя проигнорировать, и сегодня он вновь звучит во время литургии в православных храмах. Он содержится в отрывке из 10-й и 11-й глав Евангелия от Матфея. Давайте послушаем эти евангельские слова.
01 И когда окончил Иисус наставления двенадцати ученикам Своим, перешел оттуда учить и проповедовать в городах их.
Христос, как мы только что услышали, требует от Своих учеников безоговорочной верности. Мы все прекрасно понимаем, о чём здесь идёт речь: христиане должны быть христианами везде, всегда и во всём, у нас не может быть тех моментов в жизни, в которые мы выберем не Христа, моментов, в которые Христа затмевают общественные устои, собственное благополучие и безопасность или же банальное удобство. Однако вряд ли найдётся человек, способный сказать о самом себе, что его верность Христу имеет тот самый безоговорочный характер, о котором говорит Евангелие. Так или иначе, но мы далеко не всегда верны Христу, а те слова, которые сегодня прозвучали, мы предпочитаем лишний раз не перечитывать, уж очень сильно они нас обличают, что приводит душу в смятение.
Но вот в чём дело: смятение, смущение, дискомфорт — это то, что должен испытывать христианин в своей духовной жизни, ведь все перечисленные состояния являются спутниками роста, если же их нет, то нет и никакого постепенного возрастания «в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» (см. Еф. 4:13). Если мы вспомним опыт апостолов и почитаемых Церковью святых, то мы не увидим у них успокоения и самодовольства, их жизнь — это постоянная борьба с самими собой, со своей порабощённой грехом плотью, с тем, что на языке православной аскетики именуется удобопреклонностью ко злу, борьба с помрачением разума и с пленением воли. Невозможно представить того святого, который в какой-то момент времени сказал бы самому себе: «Вот, я достиг духовного совершенства, мне больше не нужно напрягать все силы тела и души, я могу успокоиться, мне гарантировано спасение!» В житиях святых мы находим нечто совершенно противоположное: чем дольше люди пребывали в аскетическом подвиге, тем больше у них было недовольства самими собой, тем больше вопросов относительно собственного пути ко спасению у них возникало, и тем большее благоговение к Богу они испытывали.
В прозвучавшем сегодня отрывке Спаситель упомянул меч, который Он принёс на землю, чтобы «разделить человека с отцом его, и дочь с матерью её, и невестку со свекровью её» (Мф. 10:35). Конечно же, никакого меча в физическом смысле Господь не приносил, и речь здесь идёт, во-первых, о Христовом слове, проникающем вглубь человеческого естества, а во-вторых, о том, что слово Божие становится для человека важнее чего бы то ни было ещё. Именно это мы и видим в житиях святых.
Если же с нами ничего подобного не происходит, и, читая Евангелие, мы остаёмся прежними, значит, мы, скорее всего, недостаточно внимательны, или же мы выбираем лишь те евангельские места, которые нам кажутся понятными и приятными, пропуская вызывающие у нас неприятие, тогда как именно на последних и стоит сосредоточить своё внимание, если, конечно, мы хотим обрести спасение во Христе Иисусе Господе нашем.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далееЕвангелие — книга, которая была написана около двух тысяч лет назад в рамках иной культуры. Поэтому некоторые места священного текста нуждаются в особом пояснении. Вот и тот отрывок из 10 и 11 глав Евангелия от Матфея, который мы слышим сегодня во время богослужения в православных храмах, содержит в себе такое место. Давайте послушаем и попробуем разобраться.
Глава 10.
32 Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным;
33 а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным.
34 Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч,
35 ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее.
36 И враги человеку — домашние его.
Глава 11.
1 И когда окончил Иисус наставления двенадцати ученикам Своим, перешел оттуда учить и проповедовать в городах их.
Слова, которые мы услышали сегодня, нередко вызывают у современного читателя непонимание и даже негодование: уж больно похоже на проповедь вражды и нетерпимости. Вроде бы Господь должен объединять людей, восстанавливать мир в семьях, а тут Христос говорит совершенно об обратном. Он пришёл, чтобы принести не мир, а разделение. Как же это понимать?
Давайте приведём пример из области медицины. Есть такая наука — адиктология. Это отрасль научного знания, которая занимается проблемами зависимости. В поле её зрения попадают люди, которые становятся одержимы как химическими веществами, так и разными формами зависимого поведения. Такой человек вовлекает в свою болезнь всю свою семью. И здесь происходят вполне закономерные вещи: те люди, которые окружают больного, приспосабливаются к нему и сами через какое-то время начинают болеть. Их внутренний мир и поведение деформируются и принимают форму недуга зависимого. Под его болезнь перестраивается их эмоциональная система. У них вырабатываются определённые реакции и целые стратегии, которые помогают им выжить в этой тяжёлой ситуации. Всю свою энергию они тратят на то, чтобы или спасать своего близкого, или страдать от его безобразий, или нападать на него. В адиктологии этот феномен называется созависимостью. Казалось бы, все хотят вырваться из этого ада. Но, не тут-то было. Как только одержимый по какой-то причине прозревает и начинает выздоравливать, близкие, которые молились, чтобы он образумился, вдруг начинают испытывать дискомфорт. Ведь вся их эмоциональная система, всё их поведение, все их реакции, чувства, мысли, слова, поступки, которые формировались день за днём на протяжении долгих лет, не готовы к этим переменам. Они просто не знают, как это жить по-новому, жить свободно. Они привыкли к болезни. Тогда всё было ясно, понятно и предсказуемо. А теперь рядом с ними живёт какой-то другой человек. Он трезв, свободен и постоянно меняется, работая над собой. Поэтому врачи рекомендуют, например, супругам выздоравливать вместе по определённой схеме. И, что важно, статистика показывает, что в ряде случаях, когда один супруг идёт к выздоровлению, а второй нет, союзы распадаются. Потому что для созависимого жизнь становится невыносимой. Ведь раньше всё крутилось вокруг проблемы. А теперь её нет. И оказывается, что у людей разные приоритеты и цели. Тот, кто болел, идёт вперёд, а тот, кто вроде бы внешне был здоров, остался в болезни.
Точно так и в духовной жизни. Тот, кто познал Христа, проснулся от морока жизни во грехе, становится зачастую непонятен и неудобен для окружающих. У них теперь разные идеалы и ценности. Родные вовлекают его в бытовые сплетни, дрязги, тяжбы, а ему тошно от этого. Он почувствовал сияние благодати, вкус новой жизни. Отсюда бездна непонимания. Именно это подразумевает Христос, когда говорит о разделении и о врагах. Окружающие, которые живут по-старому и которые не разделяют новых устремлений человека, будут всячески стараться вернуть его на старые рельсы.
Тем, кто оказался в такой ситуации, и адресован сегодняшний призыв Христа: «Будьте стойкими, идите до конца и не отрекайтесь от Меня перед людьми». Это не означает, что мы должны входить с близкими в конфликт. Это означает, что мы должны быть ещё усердней в исполнении Евангелия. Без всяких сомнений, если мы будем последовательны в своей христианской жизни, Господь даст нам столько благодати, что мы сумеем, с одной стороны, твёрдо отстаивать свою позицию, с другой, делать это ненавязчиво, с милостью, любовью и снисхождением. Чтобы однажды и наши близкие, которые всё ещё слепы, прозрели и благодаря нашей действенной вере также открыли для себя дыхание новой жизни.
Читать далее
епископ Переславский и Угличский Феоктист