Евангелие от Матфея, Глава 10, стихи 32-36; Глава 11, стихи 1. Комментирует - Феоктист Игумнов
Москва - 100,9 FM

Евангелие от Матфея, Глава 10, стихи 32-36

Евангелие от Матфея, Глава 11, стихи 1

Мф., 38 зач., X, 32-36; XI, 1 (еп. Феоктист (Игумнов)
Поделиться Поделиться
епископ Феоктист Игумнов Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.

В последние годы выражение «выйти из зоны комфорта» из-за своего частого повторения превратилось в фразу, которая не вызывает ничего, кроме раздражения. Но как бы мы к ней ни относились, она довольно неплохо описывает евангельский призыв, ведь Евангелие говорит о том же самом — о выходе из того уютного и комфортного мира, который мы сумели для себя создать. Этот евангельский призыв очень категоричен, его невозможно не заметить, его нельзя проигнорировать, и сегодня он вновь звучит во время литургии в православных храмах. Он содержится в отрывке из 10-й и 11-й глав Евангелия от Матфея. Давайте послушаем эти евангельские слова.

Глава 10.

32 Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным;

33 а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным.

34 Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч,

35 ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее.

36 И враги человеку - домашние его.

Глава 11.

01 И когда окончил Иисус наставления двенадцати ученикам Своим, перешел оттуда учить и проповедовать в городах их.

Христос, как мы только что услышали, требует от Своих учеников безоговорочной верности. Мы все прекрасно понимаем, о чём здесь идёт речь: христиане должны быть христианами везде, всегда и во всём, у нас не может быть тех моментов в жизни, в которые мы выберем не Христа, моментов, в которые Христа затмевают общественные устои, собственное благополучие и безопасность или же банальное удобство. Однако вряд ли найдётся человек, способный сказать о самом себе, что его верность Христу имеет тот самый безоговорочный характер, о котором говорит Евангелие. Так или иначе, но мы далеко не всегда верны Христу, а те слова, которые сегодня прозвучали, мы предпочитаем лишний раз не перечитывать, уж очень сильно они нас обличают, что приводит душу в смятение.

Но вот в чём дело: смятение, смущение, дискомфорт — это то, что должен испытывать христианин в своей духовной жизни, ведь все перечисленные состояния являются спутниками роста, если же их нет, то нет и никакого постепенного возрастания «в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» (см. Еф. 4:13). Если мы вспомним опыт апостолов и почитаемых Церковью святых, то мы не увидим у них успокоения и самодовольства, их жизнь — это постоянная борьба с самими собой, со своей порабощённой грехом плотью, с тем, что на языке православной аскетики именуется удобопреклонностью ко злу, борьба с помрачением разума и с пленением воли. Невозможно представить того святого, который в какой-то момент времени сказал бы самому себе: «Вот, я достиг духовного совершенства, мне больше не нужно напрягать все силы тела и души, я могу успокоиться, мне гарантировано спасение!» В житиях святых мы находим нечто совершенно противоположное: чем дольше люди пребывали в аскетическом подвиге, тем больше у них было недовольства самими собой, тем больше вопросов относительно собственного пути ко спасению у них возникало, и тем большее благоговение к Богу они испытывали.

В прозвучавшем сегодня отрывке Спаситель упомянул меч, который Он принёс на землю, чтобы «разделить человека с отцом его, и дочь с матерью её, и невестку со свекровью её» (Мф. 10:35). Конечно же, никакого меча в физическом смысле Господь не приносил, и речь здесь идёт, во-первых, о Христовом слове, проникающем вглубь человеческого естества, а во-вторых, о том, что слово Божие становится для человека важнее чего бы то ни было ещё. Именно это мы и видим в житиях святых.

Если же с нами ничего подобного не происходит, и, читая Евангелие, мы остаёмся прежними, значит, мы, скорее всего, недостаточно внимательны, или же мы выбираем лишь те евангельские места, которые нам кажутся понятными и приятными, пропуская вызывающие у нас неприятие, тогда как именно на последних и стоит сосредоточить своё внимание, если, конечно, мы хотим обрести спасение во Христе Иисусе Господе нашем.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!