Евангелие от Матфея, Глава 10, стихи 32-36
Евангелие от Матфея, Глава 11, стихи 1

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В последние годы выражение «выйти из зоны комфорта» из-за своего частого повторения превратилось в фразу, которая не вызывает ничего, кроме раздражения. Но как бы мы к ней ни относились, она довольно неплохо описывает евангельский призыв, ведь Евангелие говорит о том же самом — о выходе из того уютного и комфортного мира, который мы сумели для себя создать. Этот евангельский призыв очень категоричен, его невозможно не заметить, его нельзя проигнорировать, и сегодня он вновь звучит во время литургии в православных храмах. Он содержится в отрывке из 10-й и 11-й глав Евангелия от Матфея. Давайте послушаем эти евангельские слова.
01 И когда окончил Иисус наставления двенадцати ученикам Своим, перешел оттуда учить и проповедовать в городах их.
Христос, как мы только что услышали, требует от Своих учеников безоговорочной верности. Мы все прекрасно понимаем, о чём здесь идёт речь: христиане должны быть христианами везде, всегда и во всём, у нас не может быть тех моментов в жизни, в которые мы выберем не Христа, моментов, в которые Христа затмевают общественные устои, собственное благополучие и безопасность или же банальное удобство. Однако вряд ли найдётся человек, способный сказать о самом себе, что его верность Христу имеет тот самый безоговорочный характер, о котором говорит Евангелие. Так или иначе, но мы далеко не всегда верны Христу, а те слова, которые сегодня прозвучали, мы предпочитаем лишний раз не перечитывать, уж очень сильно они нас обличают, что приводит душу в смятение.
Но вот в чём дело: смятение, смущение, дискомфорт — это то, что должен испытывать христианин в своей духовной жизни, ведь все перечисленные состояния являются спутниками роста, если же их нет, то нет и никакого постепенного возрастания «в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» (см. Еф. 4:13). Если мы вспомним опыт апостолов и почитаемых Церковью святых, то мы не увидим у них успокоения и самодовольства, их жизнь — это постоянная борьба с самими собой, со своей порабощённой грехом плотью, с тем, что на языке православной аскетики именуется удобопреклонностью ко злу, борьба с помрачением разума и с пленением воли. Невозможно представить того святого, который в какой-то момент времени сказал бы самому себе: «Вот, я достиг духовного совершенства, мне больше не нужно напрягать все силы тела и души, я могу успокоиться, мне гарантировано спасение!» В житиях святых мы находим нечто совершенно противоположное: чем дольше люди пребывали в аскетическом подвиге, тем больше у них было недовольства самими собой, тем больше вопросов относительно собственного пути ко спасению у них возникало, и тем большее благоговение к Богу они испытывали.
В прозвучавшем сегодня отрывке Спаситель упомянул меч, который Он принёс на землю, чтобы «разделить человека с отцом его, и дочь с матерью её, и невестку со свекровью её» (Мф. 10:35). Конечно же, никакого меча в физическом смысле Господь не приносил, и речь здесь идёт, во-первых, о Христовом слове, проникающем вглубь человеческого естества, а во-вторых, о том, что слово Божие становится для человека важнее чего бы то ни было ещё. Именно это мы и видим в житиях святых.
Если же с нами ничего подобного не происходит, и, читая Евангелие, мы остаёмся прежними, значит, мы, скорее всего, недостаточно внимательны, или же мы выбираем лишь те евангельские места, которые нам кажутся понятными и приятными, пропуская вызывающие у нас неприятие, тогда как именно на последних и стоит сосредоточить своё внимание, если, конечно, мы хотим обрести спасение во Христе Иисусе Господе нашем.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов