Как избавиться от страха, малодушия, боязни и других негативных эмоций, которые мешают нам жить? Ответ на этот вопрос можно найти в отрывке из 8-й главы Евангелия от Матфея, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Рельеф местности, на которой находится Галилейское озеро, уникален. Из-за его особенностей штормы здесь случаются внезапно и отличаются особой силой. Это подчёркивают слова греческого оригинала Евангелия. Слово «сейсмос», которое на русский язык переведено как «великое волнение», можно перевести и как «землетрясение». Писание говорит, стихия разразилась с такой силой, что волны покрывали лодку целиком. И вот что удивительно — всё это время Господь спит. Спит, невзирая на весь тот хаос, который царит вокруг. И просыпается Он лишь тогда, когда ученики будят Его.
Что это? Беспечность? Равнодушие? Уныние и усталость от жизни? Безразличие к Своей и судьбе Своих близких? Очевидно, что нет. Это проявление и яркий пример абсолютного доверия Божественного Сына Своему Небесному Отцу. Где же корни этого доверия? Конечно же, в первую очередь его основанием является единство Иисуса Христа с Богом-Отцом. Как говорят богословы, сущностное единство. В Иисусе было живое ощущение того, что именно Его Родитель ждёт от Него. Спаситель ясно видел суть Своей миссии. Как Сам Он говорит в Евангелии, «Я знаю, откуда пришёл и куда иду». А потому Христос чувствует себя спокойно и уверенно даже в самой, казалось бы, неблагоприятной обстановке. Он прекрасно знает, что без воли Небесного Родителя с Ним ничего не случится.
Совсем иначе ведут себя апостолы. Они в смущении, они в страхе, они мечутся по лодке. И их поведение очень характерно для всех нас, когда мы оказываемся в подобных ситуациях. В такие кризисные моменты наше сердце преисполнено сомнений. Ощущение Творца пропадает. Нами начинает управлять страх. Жизнь кажется враждебной, опасной, наполненной неприятных сюрпризов. Будущее становится непредсказуемо мрачным, мутным, неясным. И, казалось бы, это естественная реакция. Ведь нет у нас такой тесной связи с Богом как у Иисуса Христа. Однако, тем не менее, Господь упрекает апостолов в этом состоянии смятения. «Что вы так боязливы, маловерные», — говорит Он им. Так Спаситель даёт понять и ученикам, и нам, что наше душевное расположение во многом зависит именно от нас самих. И апостолы яркий тому пример. Все они со временем обрели совершенное доверие Небесному Отцу.
Как же нам приобрести хотя бы капельку этого состояния безмятежия? Очень многое зависит от того, какие цели мы перед собой ставим. Речь идёт не о глобальных проектах на месяцы, годы или даже на всю жизнь. Речь идёт о цели лишь на один день. И здесь есть одна очень простая, но весьма эффективная рекомендация. Проснувшись утром, попросим у Бога всего две вещи. «Господи, дай мне сегодня во всех своих делах исполнять Твою волю. Помоги мне ради Тебя служить своим ближним. Только сегодня». И далее на протяжении всего дня постараемся держать эти просьбы в уме. Хотя бы начнём замечать, что многие поступки совершаем на автомате, не задумываясь. Что часто, общаясь с людьми, преследуем какую-то выгоду для себя. Постараемся это замечать и понуждать себя перед всяким делом обращаться за советом к Богу, спрашивать Его, есть ли на это Его воля. А в общении с людьми постараемся быть полезными ближним без всякой корысти. Согласитесь, один день так можно пожить. Завтра наступит новый день, и мы попробуем снова. Послезавтра снова. И каждый раз всего один день. Так и формируется навык. День за днём мы приучаем себя отдавать свою жизнь Небесному Отцу. И постепенно мы начнём чувствовать Его незримое присутствие рядом с нами. Мы с удивлением обнаружим, что в тех ситуациях, которые раньше выбивали у нас почву из-под ног, мы остаёмся безмятежными. Паники нет. Под ногами твёрдая почва. А в сердце уверенность, что, как говорит Сам Христос в Евангелии, у нас даже все волосы на голове сочтены и Бог лично и очень крепко держит нас за руку.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далееЗдравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Христос — Воплощённый Бог, и Он же — Единородный Сын Божий. Евангелие от Иоанна возвещает, что «все чрез Него», то есть через Христа, «на́чало быть, и без Него ничто не на́чало быть, что на́чало быть» (Ин. 1:3). Никто из христиан не сомневается в истинности этих утверждений. Однако между согласием с догматическими формулировками веры во Христа и практическим осознанием Его божественной власти есть некоторое расстояние, которое в ряде случаев превращается в непроходимую пропасть. Апостолы тоже далеко не сразу смогли во всей полноте осознать следствия веры во Христа, по этой причине они иногда попадали в довольно странные ситуация, одна из которых описана в 8-й главе Евангелия от Матфея, отрывок из которой звучит сегодня в православных храмах во время литургии.
Из всего множества людей, которые жили в Израиле в первом веке по Рождестве Христовом, только двенадцать человек согласились оставить все свои дела, заботы, своих родственников, привычный уклад жизни и последовать за Христом. С одной стороны, Евангелие говорит о том, что Господь Сам избрал этих людей, с другой — мы можем вспомнить богатого юношу, который отказался расставаться со своим имением и идти вслед Христу. Евангелие не имеет возможности сообщить нам о всех тех людях, которым Спаситель адресовал Свой призыв, ведь Евангелие сосредоточено на Самом Христе, но мы знаем, что Бог жаждет спасения каждого человека, а потому и призывающий голос Бога так или иначе, но звучит в наших сердцах. Вопрос лишь в нашем отклике на этот голос.
Апостолы откликнулись, и откликнулись деятельно. Они были всегда со Христом, они с Ним ели, пили, молились, претерпевали тяготы пеших путешествий по каменистым горным тропам жаркой Палестины, они с Ним почти не расставались, а это означает, что апостолы были свидетелями совершенных Господом невероятных чудес. Апостолы видели, что перед ними некто больший, чем просто человек, больший, чем пророк, перед ними Тот, подобного Кому не было за всю историю человечества.
И тем не менее в минуту опасности все эти знания улетучивались.
Шторм — и знания нет. Взятие Христа под стражу — и нет памяти о чудесах и знамениях.
Оказывается, что интеллектуального знания о Христе и веры в Него не всегда бывает достаточно.
Подобное происходит и с нами, и это давно подмечено: легко быть верующим тогда, когда все вокруг благополучно, но очень сложно сохранить веру в благое промышление Бога в критичной ситуации, к примеру, в состоянии тяжёлой болезни. А если мы вспомним, что это у апостолов в лодке все закончилось благополучно, в нашей же жизни благой исход в смысле продолжения земной жизни отнюдь не гарантирован, то и совместить благость Бога с человеческими страданиями на уровне логики не получится.
Впрочем, Евангелие и не утверждает, что нужно пытаться логически осмыслить и примирить горести нашего мира с благостью Бога. Евангелие говорит о другом: Христос — Бог, а это означает, что Его милость простирается в вечность, и нам стоит помнить, что Его апостолы в конце концов были убиты, Он не стал сохранять их земную жизнь как можно дольше, но Он даровал им блаженную вечность. И Господь дарует ее всякому, кто в своей вере и самоотверженности исповедания Христова Воскресения последует примеру апостолов.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далее
священник Дмитрий Барицкий