Евангелие от Матфея, Глава 8, стихи 23-27
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Христос — Воплощённый Бог, и Он же — Единородный Сын Божий. Евангелие от Иоанна возвещает, что «все чрез Него», то есть через Христа, «на́чало быть, и без Него ничто не на́чало быть, что на́чало быть» (Ин. 1:3). Никто из христиан не сомневается в истинности этих утверждений. Однако между согласием с догматическими формулировками веры во Христа и практическим осознанием Его божественной власти есть некоторое расстояние, которое в ряде случаев превращается в непроходимую пропасть. Апостолы тоже далеко не сразу смогли во всей полноте осознать следствия веры во Христа, по этой причине они иногда попадали в довольно странные ситуация, одна из которых описана в 8-й главе Евангелия от Матфея, отрывок из которой звучит сегодня в православных храмах во время литургии.
Из всего множества людей, которые жили в Израиле в первом веке по Рождестве Христовом, только двенадцать человек согласились оставить все свои дела, заботы, своих родственников, привычный уклад жизни и последовать за Христом. С одной стороны, Евангелие говорит о том, что Господь Сам избрал этих людей, с другой — мы можем вспомнить богатого юношу, который отказался расставаться со своим имением и идти вслед Христу. Евангелие не имеет возможности сообщить нам о всех тех людях, которым Спаситель адресовал Свой призыв, ведь Евангелие сосредоточено на Самом Христе, но мы знаем, что Бог жаждет спасения каждого человека, а потому и призывающий голос Бога так или иначе, но звучит в наших сердцах. Вопрос лишь в нашем отклике на этот голос.
Апостолы откликнулись, и откликнулись деятельно. Они были всегда со Христом, они с Ним ели, пили, молились, претерпевали тяготы пеших путешествий по каменистым горным тропам жаркой Палестины, они с Ним почти не расставались, а это означает, что апостолы были свидетелями совершенных Господом невероятных чудес. Апостолы видели, что перед ними некто больший, чем просто человек, больший, чем пророк, перед ними Тот, подобного Кому не было за всю историю человечества.
И тем не менее в минуту опасности все эти знания улетучивались.
Шторм — и знания нет. Взятие Христа под стражу — и нет памяти о чудесах и знамениях.
Оказывается, что интеллектуального знания о Христе и веры в Него не всегда бывает достаточно.
Подобное происходит и с нами, и это давно подмечено: легко быть верующим тогда, когда все вокруг благополучно, но очень сложно сохранить веру в благое промышление Бога в критичной ситуации, к примеру, в состоянии тяжёлой болезни. А если мы вспомним, что это у апостолов в лодке все закончилось благополучно, в нашей же жизни благой исход в смысле продолжения земной жизни отнюдь не гарантирован, то и совместить благость Бога с человеческими страданиями на уровне логики не получится.
Впрочем, Евангелие и не утверждает, что нужно пытаться логически осмыслить и примирить горести нашего мира с благостью Бога. Евангелие говорит о другом: Христос — Бог, а это означает, что Его милость простирается в вечность, и нам стоит помнить, что Его апостолы в конце концов были убиты, Он не стал сохранять их земную жизнь как можно дольше, но Он даровал им блаженную вечность. И Господь дарует ее всякому, кто в своей вере и самоотверженности исповедания Христова Воскресения последует примеру апостолов.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов