Евангелие дня - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Евангелие от Матфея, Глава 10, стихи 32-33, 37-38; Глава 19, стихи 27-30

Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Дмитрий Барицкий
Выбор комментатора
Читает и комментирует
епископ Переславский и Угличский Феоктист
Евангелие от Матфея, Глава 10
Евангелие от Матфея, Глава 19
Читать далее
Читает и комментирует священник Дмитрий Барицкий

Как должен вести себя православный христианин? Есть ли какой-то стандарт поведения, кодекс, которому каждый верующий должен следовать? Ответ на этот вопрос можно найти в отрывке из 10-й и 19-й глав Евангелия от Матфея, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.

Глава 10.

32 Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным;

33 а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным.

37 Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня;

38 и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня.

Глава 19.

27 Тогда Петр, отвечая, сказал Ему: вот, мы оставили всё и последовали за Тобою; что же будет нам?

28 Иисус же сказал им: истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною,- в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых.

29 И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную.

30 Многие же будут первые последними, и последние первыми.

Если нас попросят представить себе, как мог бы выглядеть религиозный фанатик, скорее всего, в своём воображении мы нарисуем довольно типичный образ. Как бы этот человек не выглядел внешне, он будет думать и говорить заготовленными штампами и шаблонами. В своём поведении он совершенно не будет считаться с чувствами и мнением других людей. На каком-то этапе он обязательно разорвёт все социальные связи и убежит со своими дружками-сектантами жить в лесу и молиться колесу. Одним словом, непредсказуемый, неадекватный, возможно, агрессивный маргинал и мизантроп.

Поэтому только что прозвучавший отрывок может вызвать у читателей Евангелия глубокое недоумение. Создаётся впечатление, что Господь подталкивает нас к очень похожему образу мысли и действий. Особенно поражает тот выбор, перед которым нас сегодня ставит Христос. Он может показаться очень жестоким и бесчеловечным. Неужели Господь и правда призывает нас отказаться от своих родных и стать социальными отщепенцами? Или же Он намекает на то, что нам надо жить с близкими, но постоянно спорить с ними, доказывать свою правду, обличать, одним словом, мучить их своей религиозностью. Неужели этого от нас ждёт Бог?

В истории христианства есть случаи, когда внешне поведение святых выглядело именно таким образом. Окружающим это казалось фанатичной одержимостью. Вспоминается житие древнерусского святого преподобного Феодосия Киево-Печерского. Он происходил из знатного боярского рода и был единственным и горячо любимым сыном очень властной и амбициозной вдовы. Она мечтала о том, чтобы её отпрыск сделал светскую карьеру. Родил ей внуков. И был при ней. Всегда рядом. Но юноша вздумал мечтать о монашестве. Он то норовит с паломниками в Иерусалим убежать, то одевается, как простолюдин, а свою одежду раздаёт бедным, то вериги носит, то по ночам просфоры печёт. С точки зрения этой женщины, вся эта история — блажь, дурь и одержимость. И это несмотря на то, что она верующая христианка. Но для неё её сын — фанатик. Поэтому она идёт даже на крайние меры, бьёт его, заковывает в кандалы и силой держит около себя. Пока Феодосий тайно не убегает в монастырь послушником. Чем закончилась эта борьба, нам известно. Феодосий стал великим святым. А его мать, видя пример святости своего сына, смягчилась и приняла постриг в одном из монастырей Киева.

Перечитайте это житие. И давайте через его призму ещё раз посмотрим на только что прозвучавший евангельский отрывок. И тогда мы увидим, что в нём Господь побуждает нас задать себе вопрос. Не выношу ли я о людях, которые мне кажутся странными в своей религиозности, да и в целом в своих взаимоотношениях с Богом и окружающими, слишком быстрый суд? Не превращаюсь ли я в мать преподобного Феодосия, которая хотела, чтобы её сын верил в Бога той верой, которая понятна для неё?

И, наоборот, если мы оказались на месте Феодосия, если мы чувствуем непонимание со стороны окружающих, если близкие люди не принимают наши убеждения, спросим себя: а не бравирую ли я своей религиозностью? Не досаждаю ли я людям своей упёртостью. Не является ли моя несговорчивость просто формой протеста. Ведь есть лишь одно оправдание у странного и необычного поведения. Оно допустимо лишь в том случае, если дарит нашему сердцу мир и покой. Если в наших делах начинает сквозить забота и желание послужить людям. Наши ближние чувствуют эту любовь и ради неё принимают в итоге и нас, и нашего Бога.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Читать далее
епископ Феоктист ИгумновЧитает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Сегодня Православная Церковь совершает празднование в честь всех святых. Установление этого торжества легко объяснимо: неделю назад Церковь торжествовала в честь праздника Сошествия Святого Духа на апостолов, ну а святость — это плод действия Святого Духа. Получается, что сегодня мы молитвенно размышляем о следствиях дарования человечеству Духа Святого. Те люди, имена которых мы находим в наших святцах, очень непохожи друг на друга, среди них есть представители всех сословий, всех возможных для христиан профессий, общее же у них — то отношение к Христову Евангелию, которое стало залогом дарования им благодати Духа Святого. Каким же было это отношение? Ответ мы находим в звучащем сегодня в православных храмах во время литургии отрывке из 10-й и 19-й глав Евангелия от Матфея.

Глава 10.

32 Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным;

33 а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным.

37 Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня;

38 и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня.

Глава 19.

27 Тогда Петр, отвечая, сказал Ему: вот, мы оставили всё и последовали за Тобою; что же будет нам?

28 Иисус же сказал им: истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною,- в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых.

29 И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную.

30 Многие же будут первые последними, и последние первыми.

Только что прозвучавший евангельский отрывок состоит из двух частей, в первой из них речь идёт о должном отношении ко Христу, во второй — о практических следствиях такового отношения к Воплощённому Богу.

Слова Христа понятны: Он — выше всех, Он — источник нашего бытия, Он наш Спаситель, наше упование и наша вечная жизнь, а потому и отношение к Нему должно быть соответствующим, мы не должны предпочитать Ему кого-либо или что-либо. Конечно же, никакой христианин не станет спорить ни с этими, ни с какими бы то ни было иными словами Христа, однако практика нашей жизни зачастую бывает очень далека от теоретического исповедания веры. Совершенно неслучайно Спаситель, сказав о приоритете любви к Нему над всеми иными видами любви, сразу же перешёл к словам о том кресте, который должен взять всякий верующий в Него человек. Безраздельная любовь ко Христу и крест неразрывно связаны, и в этом легко убедиться, если начать относиться к словам Христа всерьёз и по-настоящему попытаться их исполнять.

Почитаемые Церковью святые были именно такими людьми: для них Евангелие не было памятником древней литературы, и не было богато оформленным фолиантом для еженедельного храмового поклонения, Евангелие для святых — это руководство к действию. Если же оно руководство к действию, то необходимо отречься ради Христа от всего и вся, необходимо в духовном смысле покинуть живущий по далёким от Евангелия законам мир, и начать жить лишь Христом. Очевидно, что всему этому будет отчаянно сопротивляться наше естество, ведь сама природа понуждает предпочитать Христу самих себя и наших близких. И, конечно, стремление всегда и во всем отдавать предпочтение Христу будет наталкиваться как на внутреннее, так и внешнее сопротивление, это и есть тот крест, который мы должны на себя взять, если, конечно, мы хотим быть достойны нашего Спасителя и Бога Господа Иисуса Христа.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Читать далее
Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!
15.06.2025воскресенье
Слушать на мобильном

Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.

Слушайте подкасты в iTunes и Яндекс.Музыка, а также смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.

Мы в соцсетях
ОКВКТвиттерТГ