Евангелие от Матфея, Глава 5, стихи 33-41

Существует мнение, что правила нужны для того, чтобы их нарушали. Или обходили. Примерно так рассуждали между собой некоторые современники Христа, когда, с одной стороны, пытались создавать видимость исполнения заповедей, а, с другой, их фактически нарушали. Об этом речь идёт в отрывке из 5-й главы Евангелия от Матфея, что читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.
В первой части сегодняшнего евангельского чтения речь идёт о клятве. Христос сначала вспоминает древнюю норму: «Не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои!» На самом деле, именно такой формулировки в Ветхом Завете мы не найдём. Здесь объединено несколько мест из книг пророка Моисея, которые обязывали иудея быть честным. Это требование сочеталось с запретом на произнесение имени Бога всуе, зафиксированного в одной из 10 заповедей Моисея. Таким образом, фактически устанавливался запрет на клятву именем Божиим.
Однако, как с прочими элементами закона, и с данной нормой древнего права ко времени Рождества Христова произошла метаморфоза. Знатоки иудейской религии, толкуя заповеди Моисея, пришли к выводу, что да — клясться именем Божиим нельзя (в особенности, если собираешься обмануть), но можно для усиления клятвенных слов использовать небо, Иерусалим, свою голову. Это якобы не оскорбляет Господа, да и самому клянущемуся оставляет лазейку для отхода. Отзвук данной традиции мы находим в Евангелии от Матфея, написанного, согласно преданию, для христиан из числа евреев. Если в иных евангельских повествованиях говорится о Царстве Божием, то у Матфея используется выражение «Царство Небесное». Так принято было говорить у иудеев времён Христа, чтобы не подпасть под осуждение заповедью о произнесении имени Божьего всуе.
Но религиозная щепетильность в данном вопросе не упраздняла стремления обойти заветы Господа в тех ситуациях, когда выгодно было если не врать, то манипулировать информацией, используя те или иные клятвы. Христос, как и во всех прочих аналогичных ситуациях, рушит лукавую конструкцию и прямо говорит о том, что честный человек в клятве не нуждается. Всё, на самом деле, очень просто.
Спаситель призывает Своих слушателей, а вместе с ними и нас быть честными перед собой, людьми и Богом всегда. А тот, кто клянётся или даёт обет, как бы говорит своим ближним: «В этом случае вы можете мне верить. В этом случае я при любых обстоятельствах сдержу своё обещание!» А в других случаях?.. Получается, что мы имеем дело с какой-то избирательной честностью, принципиальностью. Конечно, подобное поведение является странным и недопустимым. Но тут речь идёт всё же о бытовым, ежедневным поведением.
Но как же быть, например, с военной или судебной присягой? Может ли христианин клясться в данном случае? К подобным клятвам следует относиться как к необходимым издержкам нашего несовершенного мира. Где законы по-прежнему существуют как защита от тех, кто не желает жить в гармонии и мире. Пока наш мир не переродился, не изменился благодаря Второму пришествию Христа, внешние ограничители (в том числе, присяга и государственный закон) необходимы.
В таком же ключе следует понимать и слова Христа, касающиеся того, как следует отвечать на зло. Древняя заповедь «око за око» и «зуб за зуб» сдерживала человеческую жестокость. За один выколотый глаз можно было выколоть обидчику тоже только один глаз. Спаситель призывает нас не терпеть зло, а активно бороться с ним. Бороться добром. Останавливать зло на себе, не отвечать злом на зло. Не потакать ему, а отвечать добром. Не мстить, не унижать, не укорять. С достоинством, осознанием своего положения высшего творения Божия, проявлять любовь, понимание и милосердие к людям. А в тех случаях, когда обижают слабых, вставать на защиту, поскольку и этого требует от нас любовь Христова.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов