Евангелие от Матфея, Глава 5, стихи 33-41. Комментирует - Антоний Борисов
Москва - 100,9 FM

Евангелие от Матфея, Глава 5, стихи 33-41

Мф., 14 зач., V, 33-41 (о. Антоний Борисов)
Поделиться Поделиться
Читает и комментирует священник Антоний Борисов

Существует мнение, что правила нужны для того, чтобы их нарушали. Или обходили. Примерно так рассуждали между собой некоторые современники Христа, когда, с одной стороны, пытались создавать видимость исполнения заповедей, а, с другой, их фактически нарушали. Об этом речь идёт в отрывке из 5-й главы Евангелия от Матфея, что читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.

Глава 5.

33 Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои.

34 А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий;

35 ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя;

36 ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным.

37 Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого.

38 Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб.

39 А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую;

40 и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду;

41 и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два.

В первой части сегодняшнего евангельского чтения речь идёт о клятве. Христос сначала вспоминает древнюю норму: «Не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои!» На самом деле, именно такой формулировки в Ветхом Завете мы не найдём. Здесь объединено несколько мест из книг пророка Моисея, которые обязывали иудея быть честным. Это требование сочеталось с запретом на произнесение имени Бога всуе, зафиксированного в одной из 10 заповедей Моисея. Таким образом, фактически устанавливался запрет на клятву именем Божиим.

Однако, как с прочими элементами закона, и с данной нормой древнего права ко времени Рождества Христова произошла метаморфоза. Знатоки иудейской религии, толкуя заповеди Моисея, пришли к выводу, что да — клясться именем Божиим нельзя (в особенности, если собираешься обмануть), но можно для усиления клятвенных слов использовать небо, Иерусалим, свою голову. Это якобы не оскорбляет Господа, да и самому клянущемуся оставляет лазейку для отхода. Отзвук данной традиции мы находим в Евангелии от Матфея, написанного, согласно преданию, для христиан из числа евреев. Если в иных евангельских повествованиях говорится о Царстве Божием, то у Матфея используется выражение «Царство Небесное». Так принято было говорить у иудеев времён Христа, чтобы не подпасть под осуждение заповедью о произнесении имени Божьего всуе.

Но религиозная щепетильность в данном вопросе не упраздняла стремления обойти заветы Господа в тех ситуациях, когда выгодно было если не врать, то манипулировать информацией, используя те или иные клятвы. Христос, как и во всех прочих аналогичных ситуациях, рушит лукавую конструкцию и прямо говорит о том, что честный человек в клятве не нуждается. Всё, на самом деле, очень просто.

Спаситель призывает Своих слушателей, а вместе с ними и нас быть честными перед собой, людьми и Богом всегда. А тот, кто клянётся или даёт обет, как бы говорит своим ближним: «В этом случае вы можете мне верить. В этом случае я при любых обстоятельствах сдержу своё обещание!» А в других случаях?.. Получается, что мы имеем дело с какой-то избирательной честностью, принципиальностью. Конечно, подобное поведение является странным и недопустимым. Но тут речь идёт всё же о бытовым, ежедневным поведением.

Но как же быть, например, с военной или судебной присягой? Может ли христианин клясться в данном случае? К подобным клятвам следует относиться как к необходимым издержкам нашего несовершенного мира. Где законы по-прежнему существуют как защита от тех, кто не желает жить в гармонии и мире. Пока наш мир не переродился, не изменился благодаря Второму пришествию Христа, внешние ограничители (в том числе, присяга и государственный закон) необходимы.

В таком же ключе следует понимать и слова Христа, касающиеся того, как следует отвечать на зло. Древняя заповедь «око за око» и «зуб за зуб» сдерживала человеческую жестокость. За один выколотый глаз можно было выколоть обидчику тоже только один глаз. Спаситель призывает нас не терпеть зло, а активно бороться с ним. Бороться добром. Останавливать зло на себе, не отвечать злом на зло. Не потакать ему, а отвечать добром. Не мстить, не унижать, не укорять. С достоинством, осознанием своего положения высшего творения Божия, проявлять любовь, понимание и милосердие к людям. А в тех случаях, когда обижают слабых, вставать на защиту, поскольку и этого требует от нас любовь Христова.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!