Евангелие дня - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Евангелие от Матфея, Глава 5, стихи 20-26

Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Антоний Борисов
Выбор комментатора
Читает и комментирует
епископ Переславский и Угличский Феоктист
Евангелие от Матфея, Глава 5
Читать далее
Читает и комментирует священник Антоний Борисов

Слово «мир» в Евангелии имеет значение и положительное, и отрицательное. И иногда мы становимся жертвами смысловой путаницы, не понимая, о каком же мире в данном случае идёт речь? О мире, который во зле лежит, или о мире, который представляет собой благое творение Божие? А может быть, вообще мы имеем дело с миром как с состоянием? Сегодня у нас есть возможность во всём разобраться — благодаря отрывку из 5-й главы Евангелия от Матфея, что читается сегодня утром на богослужении. Давайте послушаем.

Глава 5.

20 Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное.

21 Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду.

22 А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: "рака", подлежит синедриону; а кто скажет: "безумный", подлежит геенне огненной.

23 Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя,

24 оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой.

25 Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу;

26 истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта.

Христос, говоря о Своей миссии, сообщает ученикам, что пришёл в мир не для того, чтобы его (мир) погубить, но чтобы спасти. Однако многим, к сожалению, замысел Божий оказался не только не нужен, но даже противен. Спаситель констатирует — существуют люди, для которых Бог и Его дар благого мира являются враждебными. Они более возлюбили тьму и окружающий мир хотят в эту тьму ввергнуть. А потому всячески сопротивляются спасительному действию Господню. Были те, кто противодействовал Христу. Были и есть те, кто противится миссии Церкви Христовой. Как же реагировать на подобные вещи?

Бог, конечно же, проявляет Себя напрямую, исправляя кривизну и неправоту мира, возвращая его в изначальное благое состояние. Но Господь также желает, чтобы мы были Его со-работниками. Как же ими стать? Для этого нам понадобится, прежде всего, любовь. Нельзя ненавидеть и быть мирным. Мир как состояние и любовь идут рука об руку. Но Христос предупреждает нас, что мир как сообщество людей, скорее всего, настоящих христиан не примет. Ответом на любовь будет ненависть. Её испытал Сам Христос, её жертвами оказались апостолы и многие-многие христиане, жившие на земле в течение последних двух тысяч лет. В чём же причина? За что можно ненавидеть мирного и любящего человека. За инаковость.

Мир на самом деле очень не любит, когда выбиваются из общей шеренги. В особенности, если это несоответствие касается внутреннего мира человека. Когда вместо лжи, мести, злобы мы выбираем честность, верность, любовь. При всей звуковой схожести мир, как оказывается, не очень-то любит мир. Счастье видится им в главенстве, преобладании, контроле, но никак не в мирном пребывании человека с самим собой, окружающими и с Богом. И вновь возникают вопросы. Что же делать христианину? Как противостоять жестокой реальности? Утешают слова Христа, произнесённые Им во время Тайной вечери: «Не оставлю вас сирОтами; приду к вам». Это обещание адресовано к каждому из нас. Спаситель, действительно, никого не оставляет без помощи, оберегает, поддерживает и питает любого, кто об этом просит. Потому будем надеяться и верить, что никто из нас не будет оставлен Богом. И через каждого из нас миру будут явлены мир и любовь Христовы.

И пусть кто-то наш дар отвергнет, кто-то им пренебрежёт. Ничего. Господь всё отвергнутое заберёт Себе, сохранит и в ответ утешит. Ведь как иначе можно понимать слова Спасителя: «Если сделали одному из малых сих — Мне сделали». А ещё Христос прямо сказал, что «победил мир». Не в смысле политического триумфа, а в том, что Сын Божий оказался в Своём смирении выше и сильнее всей неправды искажённого грехом мира. И правда Божия победила лукавство тьмы. И мы, если будем держаться Христа воскресшего, обязательно станем сопричастниками Его победы — победы мира Божьего над враждой века сего.

Христос действительно обещает блаженство тем людям, которые стараются жить со всеми мирно и других мирить друг с другом. Этих людей заповедь называет «миротворцами» и обещает, что они будут особенно любимы Богом. Кто же такой христианский миротворец? Это, прежде всего, тот, кто не ищет конфликтов, не лезет на рожон, никого не задирает. Но этот человек находит в себе силы встать на защиту слабого, если кто-то слабого обижает. А ещё настоящий миротворец способен защитить правду, справедливость, но особым образом. Он не будет выдавать за правду какую-то лукавую выгоду, он постарается сделать так, чтобы установился настоящий и честный мир.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Читать далее
епископ Феоктист ИгумновЧитает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.

«Аврам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность» (Быт. 15:6) — именно в таком контексте звучит первое ветхозаветное упоминание праведности. Авраам жил до дарования письменного закона, а потому праведностью в его случае была сама вера Богу. В дальнейшем праведность перестала пониматься как имеющая непосредственную живую связь с Богом, и стала определяться тщательностью исполнения данного Моисею Богом закона. Но может ли такая праведность привести в Царство Небесное? Господь наш Иисус Христос дал однозначный ответ: нет, не может. Царство Небесное требует от человека чего-то большего, того, о чём сказано в 5-й главе Евангелия от Матфея. Отрывок из этой главы звучит сегодня в православных храмах. Давайте послушаем его.

Глава 5.

20 Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное.

21 Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду.

22 А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: "рака", подлежит синедриону; а кто скажет: "безумный", подлежит геенне огненной.

23 Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя,

24 оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой.

25 Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу;

26 истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта.

Евангелие даёт нам массу поводов крайне скептически отзываться об израильских книжниках и фарисеях: мы знаем, что этих людей Спаситель называл лицемерами, знаем, что они тщательно заботились об исполнении внешних правил и мало думали о внутреннем наполнении того, что они исполняли, мы знаем, что в конечном итоге конфликт с этими людьми привёл Христа на Крест.

Однако есть в Евангелии и те места, в которых Спаситель говорит о праведности книжников и фарисеев без всякой иронии. Именно такой отрывок мы только что и услышали, правда, сказав об их праведности, Господь сказал и о том, что такой праведности недостаточно для Царства Небесного. Здесь мы могли бы понимающе ухмыльнуться, ведь весь контекст Евангелия иллюстрирует несовершенство праведности книжников и фарисеев, но давайте не станем спешить, и вместо этого подумаем: а кто из нас готов с такой же тщательностью, как эти люди, исполнять повеления закона, конечно, не закона Ветхого Завета, а закона евангельского? Да, зачастую книжники и фарисеи исполняли закон лицемерно, но они его исполняли, а исполняем ли мы? Не спекулируем ли мы на словах нашего Спасителя, и вместо указания на особое внимание к повелениям Божиим, не предпочитаем ли мы понимать их как отмену всякого закона?

Любой внешний закон — это некоторые ограничения, которые призваны научить нас жить в соответствии с определёнными правилами, и такая жизнь должна постепенно изменить наше видение мира и наш нрав. Закон Ветхого Завета в этом смысле не исключение, однако по какой-то причине он не смог достичь своей цели в случае книжников и фарисеев: они, исполняя закон, оставались преданными не Богу, а самим себе. Господь указал на этот их недостаток, и вместе с этим дал понять, какие плоды должно приносить исполнение закона: мы не только не должны убивать, мы не должны позволять напрасному и надуманному гневу возмущать наши души. Это всего лишь один пример того, какое действие должно производить в человеке исполнение закона. В целом же можно сказать, что, исполняя закон, человек должен уходить от жизни животными инстинктами и приходить к жизни разумной, такой, в которой плоть перестаёт определять наши мысли, чувства, слова и действия.

Достичь этого непросто, а без помощи Божией и вовсе невозможно. Впрочем, есть проверенная многими поколениями последовательность действий: тот, кто хочет войти в Царство Небесное должен начать с исполнения евангельских заповедей, помня, что никакие заповеди не самоценны, абсолютную же ценность имеет лишь Бог и любовь к Нему, которая находит своё выражение в любви к людям.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Читать далее
Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!
11.06.2025среда
Слушать на мобильном

Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.

Слушайте подкасты в iTunes и Яндекс.Музыка, а также смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.

Мы в соцсетях
ОКВКТвиттерТГ