Евангелие от Матфея, Глава 5, стихи 20-26

Слово «мир» в Евангелии имеет значение и положительное, и отрицательное. И иногда мы становимся жертвами смысловой путаницы, не понимая, о каком же мире в данном случае идёт речь? О мире, который во зле лежит, или о мире, который представляет собой благое творение Божие? А может быть, вообще мы имеем дело с миром как с состоянием? Сегодня у нас есть возможность во всём разобраться — благодаря отрывку из 5-й главы Евангелия от Матфея, что читается сегодня утром на богослужении. Давайте послушаем.
Христос, говоря о Своей миссии, сообщает ученикам, что пришёл в мир не для того, чтобы его (мир) погубить, но чтобы спасти. Однако многим, к сожалению, замысел Божий оказался не только не нужен, но даже противен. Спаситель констатирует — существуют люди, для которых Бог и Его дар благого мира являются враждебными. Они более возлюбили тьму и окружающий мир хотят в эту тьму ввергнуть. А потому всячески сопротивляются спасительному действию Господню. Были те, кто противодействовал Христу. Были и есть те, кто противится миссии Церкви Христовой. Как же реагировать на подобные вещи?
Бог, конечно же, проявляет Себя напрямую, исправляя кривизну и неправоту мира, возвращая его в изначальное благое состояние. Но Господь также желает, чтобы мы были Его со-работниками. Как же ими стать? Для этого нам понадобится, прежде всего, любовь. Нельзя ненавидеть и быть мирным. Мир как состояние и любовь идут рука об руку. Но Христос предупреждает нас, что мир как сообщество людей, скорее всего, настоящих христиан не примет. Ответом на любовь будет ненависть. Её испытал Сам Христос, её жертвами оказались апостолы и многие-многие христиане, жившие на земле в течение последних двух тысяч лет. В чём же причина? За что можно ненавидеть мирного и любящего человека. За инаковость.
Мир на самом деле очень не любит, когда выбиваются из общей шеренги. В особенности, если это несоответствие касается внутреннего мира человека. Когда вместо лжи, мести, злобы мы выбираем честность, верность, любовь. При всей звуковой схожести мир, как оказывается, не очень-то любит мир. Счастье видится им в главенстве, преобладании, контроле, но никак не в мирном пребывании человека с самим собой, окружающими и с Богом. И вновь возникают вопросы. Что же делать христианину? Как противостоять жестокой реальности? Утешают слова Христа, произнесённые Им во время Тайной вечери: «Не оставлю вас сирОтами; приду к вам». Это обещание адресовано к каждому из нас. Спаситель, действительно, никого не оставляет без помощи, оберегает, поддерживает и питает любого, кто об этом просит. Потому будем надеяться и верить, что никто из нас не будет оставлен Богом. И через каждого из нас миру будут явлены мир и любовь Христовы.
И пусть кто-то наш дар отвергнет, кто-то им пренебрежёт. Ничего. Господь всё отвергнутое заберёт Себе, сохранит и в ответ утешит. Ведь как иначе можно понимать слова Спасителя: «Если сделали одному из малых сих — Мне сделали». А ещё Христос прямо сказал, что «победил мир». Не в смысле политического триумфа, а в том, что Сын Божий оказался в Своём смирении выше и сильнее всей неправды искажённого грехом мира. И правда Божия победила лукавство тьмы. И мы, если будем держаться Христа воскресшего, обязательно станем сопричастниками Его победы — победы мира Божьего над враждой века сего.
Христос действительно обещает блаженство тем людям, которые стараются жить со всеми мирно и других мирить друг с другом. Этих людей заповедь называет «миротворцами» и обещает, что они будут особенно любимы Богом. Кто же такой христианский миротворец? Это, прежде всего, тот, кто не ищет конфликтов, не лезет на рожон, никого не задирает. Но этот человек находит в себе силы встать на защиту слабого, если кто-то слабого обижает. А ещё настоящий миротворец способен защитить правду, справедливость, но особым образом. Он не будет выдавать за правду какую-то лукавую выгоду, он постарается сделать так, чтобы установился настоящий и честный мир.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов