Евангелие дня - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Евангелие от Матфея, Глава 4, стихи 25; Глава 5, стихи 1-13

Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Антоний Борисов
Выбор комментатора
Читает и комментирует
епископ Переславский и Угличский Феоктист
Евангелие от Матфея, Глава 4
Евангелие от Матфея, Глава 5
Читать далее
Читает и комментирует священник Антоний Борисов

Десять заповедей Моисея обещают человеку счастье, если он эти заповеди исполнит. Но речь идёт преимущественно о счастье земном. А оно, как известно, временно. И даже если в жизни нет болезней, тяжких трудностей, жизнь всё равно рано или поздно закончится. И понимая это, начинаешь задумываться — а что дальше? О счастье вечном, а не временном говорит нам отрывок из 4-й и 5-й глав Евангелия от Матфея, что читается сегодня во время литургии. Давайте послушаем.

Глава 4.

25 И следовало за Ним множество народа из Галилеи и Десятиградия, и Иерусалима, и Иудеи, и из-за Иордана.

Глава 5.

01 Увидев народ, Он взошел на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его.

02 И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря:

03 Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.

04 Блаженны плачущие, ибо они утешатся.

05 Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.

06 Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.

07 Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.

08 Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.

09 Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.

10 Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.

11 Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня.

12 Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.

13 Вы - соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям.

Итак, вера древних евреев строилась на 10 заповедях — их Бог дал народу через пророка Моисея. 10 заповедей хорошо известны даже тем, кто довольно далёк от Церкви, может быть, даже не является религиозным. Всё потому, что эти заповеди легли в основу светского законодательства или морали: «не убивай», «не кради», «не лжесвидетельствуй», «почитай старших». Заповеди Моисея очень важны, но почти все они скорее что-то запрещают.

Христос дал людям Свои заповеди. Каждая из заповедей Спасителя обещает человеку блаженство, которое, на самом деле, выше и глубже земного счастья. Дело в том, что в оригинале евангельского текста слово «блажен» означает «спасён». Или иными словами — указывает на принадлежность человека к реальности Царства Небесного.

Давайте на примере избранных заповедей посмотрим, за что Христос обещает человеку блаженство? «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное». Так звучит первая заповедь, оставленная нам Христом. «Что это за нищета такая?» — спросите вы. Тут явно понадобятся уточнения. Речь, конечно же, не идёт о состоянии бездомного, который из-за своих грехов и пороков всё потерял. Разговор идёт о совершенно ином. А именно — о свободе и радости. Христос призывает тех, кто готов Его учение принять, не задирать нос, не приписывать себе лишнего и ни в коем случае не гордиться — не превращаться при жизни в мёртвый памятник. А наоборот, освободиться от груза самомнения и почувствовать радость свободы.

Прочие заповеди Христа звучат не менее удивительно, даже странно. Взять хотя бы вторую заповедь блаженства: «Блаженны плачущие, ибо они утешатся». Как плач может принести радость? Действительно, слёзы способны принести облегчение. Особенно, когда переживаешь какое-то сильное горе. Но тут речь идёт немного о другом. О покаянии. Покаянием называют не только сожаление о совершённых ошибках, но и труд по их исправлению. Если человек искренне хочет свою неправоту изгладить, то ему, конечно, трудно, сложно, но внутри он всё равно чувствует радость. От того, что теперь следует правде, добру.

«Блаженны кроткие, потому что они наследуют землю» — ещё одна заповедь. Кротость иногда называют «мягким упорством». На практике это выглядит так. Поверивший во Христа человек никого не укоряет, ни над кем не превозносится, но терпеливо, даже упрямо следует заповедям Божиим. Например, никогда не говорит про людей плохое, хотя вокруг него все только и делают, что сплетничают и злословят. Получается, что кротость — это тихая, но твёрдая верность Богу, которая опирается на убеждение: если предашь Господа и свою веру, то и себя самого предашь. Поэтому кротость предполагает ещё и принципиальность — когда человек точно понимает, где добро, любовь, правда, и за них держится.

Четвёртая заповедь блаженств говорит о том, что помощь от Бога получат те, кто ищет правды Божией, то есть стремится не грешить и поступать по правде: «Блаженны алчущие и жаждущие правды, потому что они насытятся». Какой интересный образ использует Христос! Речь не идёт просто о желании найти правду, а о голоде, о жажде. Когда ты хочешь есть или пить, ты только об этом и думаешь. Вот и Христос призывает нас всем сердцем стремиться найти правду Божию. То есть правду настоящую, а не ту, которую часто выдумывают люди. Правда Божия состоит в том, чтобы жить с чистым сердцем и делать для окружающих добро. Ведь только добро может насытить человека, сделать его счастливым. Именно так поступал Христос во время Своего земного служения.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Читать далее
епископ Феоктист ИгумновЧитает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В эти дни церковного года — сразу после праздника Святой Троицы — Церковь возвращает нас к началу Христовой проповеди, к тому, на что Спаситель указал как на незыблемый нравственный евангельский закон. Речь идёт о так называемой Нагорной проповеди Христа. Сердцевина этой проповеди — заповеди блаженств, именно они звучат сегодня в православных храмах во время литургии. Взят этот евангельский отрывок из 4-й и 5-й глав Евангелия от Матфея. Давайте послушаем его.

Глава 4.

25 И следовало за Ним множество народа из Галилеи и Десятиградия, и Иерусалима, и Иудеи, и из-за Иордана.

Глава 5.

01 Увидев народ, Он взошел на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его.

02 И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря:

03 Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.

04 Блаженны плачущие, ибо они утешатся.

05 Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.

06 Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.

07 Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.

08 Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.

09 Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.

10 Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.

11 Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня.

12 Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.

13 Вы - соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям.

В заповедях блаженств для людей, которые привыкли к чётким и внятным предписаниям ветхозаветного закона, самую большую сложность вызывает отсутствие какой бы то ни было конкретики, слова Христовы не дают понимания того, что же, собственно, надлежит делать человеку для вхождения в Царство Небесное. Конечно, за две тысячи лет с момента произнесения Спасителем Нагорной проповеди сложилась определённая традиция её понимания, была написана масса комментариев и разъяснений, однако по-прежнему не представляется возможным основываясь на Нагорной проповеди определить строгий порядок действий, соблюдение которого гарантировало бы человеку блаженную вечность.
Если же мы обратим внимание на Евангелие в его целостности, то мы увидим, что Христос крайне неохотно давал Своим ученикам инструкции, и даже молитву Господню Он произнёс под некоторым нажимом апостолов. Если же Спаситель давал указания, к примеру, так, как Он дал указания обратившему к Нему с вопросом о вечной жизни богатому юноше, то эти слова Христа были не столько перечнем конкретных действий, сколько служили инструментом обнаружения духовных болезней и пороков: как мы помним, богатый юноша оказался не в силах расстаться со своим имением и последовать за Христом, и дело здесь, конечно же, не в богатстве как таковом, а в недостатке веры, который и обнаружился после слов Спасителя.
Заповеди блаженств обладают похожим свойством: они тоже помогают человеку увидеть самого себя и своё несовершенство, осознать, почему нам нужен Христос. Если мы начнём всерьёз задумываться о словах Нагорной проповеди, то мы увидим, что любой из произнесённых в ней Спасителем фраз достаточно, чтобы обнажить немощь души, и если есть таковая немощь, то и блаженство Царства Небесного оказывается недостижимым. Такое положение дел должно рождать в нас, с одной стороны, стремление к устроению своей души по слову Христову, а с другой — молитву к Спасителю, без Которого невозможно ничто доброе, и уж совершенно невозможно обретение Небесного Царства.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Читать далее
Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!
10.06.2025вторник
Слушать на мобильном

Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.

Слушайте подкасты в iTunes и Яндекс.Музыка, а также смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.

Мы в соцсетях
ОКВКТвиттерТГ