По своей национальности Христос и апостолы были евреями. Их проповедь в первую очередь была адресована еврейскому народу. Для кого же тогда предназначена христианская религия? Прямой ответ на этот вопрос находим в отрывке из 12-й главы Евангелия от Иоанна, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
В только что прозвучавшем евангельском отрывке мы видим упоминание об одном примечательном событии. Оно достойно внимания, поскольку о нём не говорится ни в одном из трёх других Евангелий. О нём молчат Матфей, Марк и Лука. Зато его упоминает Иоанн. Он рассказывает о том, как ко Христу пришли Эллины, то есть, греки.
Этот незначительный фрагмент весьма важен для Евангелия от Иоанна. Ведь его автор написал свою версию жизни Спасителя в первую очередь для греческой диаспоры. А потому ему было важно привести какие-либо свидетельства того, что проповедь Евангелия греческому языческому миру начал непосредственно Сам Господь.
Мы знаем, что представители древнегреческой нации были людьми любопытными. Любили зрелища. Именно в Греции появляется театр. Кроме того, они любили путешествовать и открывать для себя мир. Но самое главное — для греков было свойственно искать истину. Не случайно именно в Греции расцвели в полную силу античные наука и философия.
Упомянутые путешественники могли приехать в Иерусалим или из любопытства, или по торговым делам. Учёные-библеисты делают предположение, что у них была возможность увидеть Иисуса во дворе храма, куда был открыт доступ язычникам. Здесь они, возможно, стали свидетелями, как Господь изгоняет из храма торговцев. Это могло их заинтересовать, а потому они желают поговорить с необычным Проповедником.
Как бы то ни было, они обращаются к апостолам и те проводят их к Своему Учителю. Так Евангелие свидетельствует о том, что всякий может получить доступ к Богу. И вся дальнейшая речь Христа именно об этом. «И когда Я вознесён буду от земли, всех привлеку к Себе», — говорит Он. То есть, когда умру на кресте, когда создам Церковь, в неё смогут войти все люди. Господь упраздняет все барьеры между Богом и человеком, которые были до этого: культурные, расовые, национальные и социальные.
И всё же есть одно условие, которое Он ставит для того, кто хочет приблизиться к Нему. Истина не терпит конкуренции. Она претендует лишь на одно место — быть в центре жизни человека. Чтобы вокруг неё были сосредоточены все его мысли, чувства, слова и поступки. Как только мы начинаем отодвигать Божественную Истину на периферию, она исчезает из нашей жизни совсем.
Поэтому и говорит Господь о смерти. Кто не умрёт для прошлой жизни, чтобы начать новую по закону Евангелия, тот не приблизится к Богу. Даже будучи человеком добропорядочным и уважаемым людьми, он останется во тьме. И напротив, любой, кто откажется от прежнего образа жизни ради Евангелия, уподобиться семени, которое даёт богатый урожай именно благодаря тому, что умирает в земле. Такой человек преобразится и уже в этой жизни воскреснет к жизни новой вместе со Христом Богом.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далееЗдравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Задумывались ли вы, дорогие друзья, почему в храмовом и домашнем богослужении так часто используются свечи? Что именно они символизируют? Давайте послушаем отрывок из 12-й главы Евангелия от Иоанна, которые сегодня читается в храмах во время богослужения, и потом обсудим этот вопрос.
Я почти уверен, что вы догадались — какая связь между храмовой свечой и прозвучавшим сейчас евангельским отрывком. Ведь речь идёт о чём-то чрезвычайно важном — неспроста слова Христа особо выделены через своего рода предисловие и удвоенное «истинно говорю вам». Такая риторическая подводка используется только в особых случаях, когда должно прозвучать нечто исключительно значимое, не в ряду прочего. И что же это такое?
Слова Христа о зерне, которое только через свою смерть даёт жизнь, о жизни и душе, да и о Своей Собственной смерти — всё это об одном и том же: только отдавая, лишая себя самого важного — жизни, — мы эту жизнь тем самым и можем приобрести. Свеча, пока она не зажжена — очень стабильна и устойчива, может лежать в таком состоянии годы — а то и сотни лет. Но она — с позволения сказать, «не вполне живая»; она скорее «свеча в потенции», чем в «реализации». Как только свечи коснулся огонь, она загорелась — она начинает умирать — но именно через это умирание она и осуществляет своё призвание — светить и давать тепло. Свеча — это образ жертвенной любви: сгорая сами — мы согреваем других. Но есть и ещё одна очень важная сторона: именно согревая других — нам и самим что-то, да и достаётся в виде отражённого другими тепла. Ведь люди — не «чёрные дыры»; в этом-то и заключается красота и тайна Церкви как Тела Христова, что всё живое способно не только «потреблять» чужую доброту и теплоту, но и самому отогреваясь, становиться источником её для других.
Вот к чему и призывает каждого из нас сегодняшнее Евангелие: не стесняться гореть, терять своё «эго», уменьшать личные интересы и приоритеты, всё больше учиться предпочитать благо ближнего — именно через это пламень нашей души становится всё сильнее и чище — и тем больше, возможно, появится вокруг и других огоньков, увлечённых нами!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далее
священник Дмитрий Барицкий