Евангелие дня - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Евангелие от Иоанна, Глава 8, стихи 31-42

Выбор комментатора
Читает и комментирует
протоиерей Павел Великанов
Выбор комментатора
Читает и комментирует
епископ Переславский и Угличский Феоктист
Евангелие от Иоанна, Глава 8
Читать далее
протоиерей Павел ВеликановЧитает и комментирует протоиерей Павел Великанов

Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Как вы думаете, может ли живой человек стать... предметом, вещью? Прежде чем ответить на этот вопрос, давайте послушаем отрывок из 8-й главы Евангелия от Иоанна, который читается сегодня в храмах за богослужением.

Глава 8.

31 Тогда сказал Иисус к уверовавшим в Него Иудеям: если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики,

32 и познаете истину, и истина сделает вас свободными.

33 Ему отвечали: мы семя Авраамово и не были рабами никому никогда; как же Ты говоришь: сделаетесь свободными?

34 Иисус отвечал им: истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха.

35 Но раб не пребывает в доме вечно; сын пребывает вечно.

36 Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете.

37 Знаю, что вы семя Авраамово; однако ищете убить Меня, потому что слово Мое не вмещается в вас.

38 Я говорю то, что видел у Отца Моего; а вы делаете то, что видели у отца вашего.

39 Сказали Ему в ответ: отец наш есть Авраам. Иисус сказал им: если бы вы были дети Авраама, то дела Авраамовы делали бы.

40 А теперь ищете убить Меня, Человека, сказавшего вам истину, которую слышал от Бога: Авраам этого не делал.

41 Вы делаете дела отца вашего. На это сказали Ему: мы не от любодеяния рождены; одного Отца имеем, Бога.

42 Иисус сказал им: если бы Бог был Отец ваш, то вы любили бы Меня, потому что Я от Бога исшел и пришел; ибо Я не Сам от Себя пришел, но Он послал Меня.

Какая же связь между человеком как личностью — и человеком как вещью? Если погрузиться в историю, то мы узнаем, что в античности раб и был самой настоящей вещью — res, а не личностью (persona). Человек-вещь также заводил семью, рожал детей — которые тоже автоматически оказывались «человеками-вещами».

Давайте теперь вернёмся к евангельскому тексту. Иисус говорит, что всякий, кто совершает грех, является рабом греха. Что это значит — если посмотреть через призму «человеко-вещи»?

Попробую «переговорить» слова Спасителя вот так: всякий, кто грешит, сам себя «овеществляет», вместо того, чтобы «осуществлять», «сбываться», «реализовываться». Грешник, вместо того, чтобы жить с ощущением себя сыном Всевышнего, любимым ребёнком Отца всего мироздания, и таким образом иметь полный доступ ко всему Его Божественному наследию — превращает себя в раба, который только и думает, чего бы «урвать» у хозяина за его спиной. Другими словами, раб измеряет себя той выгодой, какую может получить от хозяина тем или иным способом — в то время как для самого сына подобная постановка вопроса безумна: ведь в отцовском Доме всё и так — его, сына!..

Говоря о «рабстве греху» и возможности быть освобождённым от него через веру, Христос Спаситель ставит перед нами очень высокую планку. Нам самим порой кажется, что было бы вполне достаточно удовлетворить не такой уж и бесконечный список наших пожеланий — исходя из менталитета раба! — а Он предлагает нам разделить с Ним Его Царство! И как же точно описал эту присущую нам, грешным человекам, беду Гилберт Честертон: «Мы подобны детям, которые, играя в грязи, отказываются от предложения провести каникулы у моря. Мы слишком легко довольствуемся малым, не понимая, что нам предлагается нечто бесконечно большее».

Вот на этом пожелании и хотелось бы завершить: не занижать планку наших ожиданий, а иметь мужество хотя бы немного заглядывать и далеко-далеко, за самый смелый горизонт, наших желаний!..


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Читать далее
епископ Феоктист ИгумновЧитает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Свобода — это одно из ключевых понятий Нового Завета. Свобода — ключевой движущий мотив всевозможных революций. Свобода — предел стремлений разумного человека. А ещё свобода — это чересчур употребительное слово, услышав которое в очередной раз мы близки к тому, чтобы закрыть уши и не слушать дальше. Тем не менее Евангелие вновь и вновь призывает нас поразмышлять о свободе, делает это и тот отрывок из 8-й главы Евангелия от Иоанна, который звучит сегодня в православных храмах во время литургии. Давайте послушаем его.

Глава 8.

31 Тогда сказал Иисус к уверовавшим в Него Иудеям: если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики,

32 и познаете истину, и истина сделает вас свободными.

33 Ему отвечали: мы семя Авраамово и не были рабами никому никогда; как же Ты говоришь: сделаетесь свободными?

34 Иисус отвечал им: истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха.

35 Но раб не пребывает в доме вечно; сын пребывает вечно.

36 Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете.

37 Знаю, что вы семя Авраамово; однако ищете убить Меня, потому что слово Мое не вмещается в вас.

38 Я говорю то, что видел у Отца Моего; а вы делаете то, что видели у отца вашего.

39 Сказали Ему в ответ: отец наш есть Авраам. Иисус сказал им: если бы вы были дети Авраама, то дела Авраамовы делали бы.

40 А теперь ищете убить Меня, Человека, сказавшего вам истину, которую слышал от Бога: Авраам этого не делал.

41 Вы делаете дела отца вашего. На это сказали Ему: мы не от любодеяния рождены; одного Отца имеем, Бога.

42 Иисус сказал им: если бы Бог был Отец ваш, то вы любили бы Меня, потому что Я от Бога исшел и пришел; ибо Я не Сам от Себя пришел, но Он послал Меня.

Слова Христа о свободе не предполагают какого-либо иного их прочтения, кроме буквального: под свободой Спаситель понимал только свободу от греха. «Всякий, делающий грех, есть раб греха» (Ин. 8:34), соответственно, свободен тот, кто праведен и греху не причастен. Но как можно жить и не согрешать? Каким образом можно в такой степени контролировать свои мысли и эмоции, чтобы они не выходили за пределы допустимого и не затрагивали те сферы, сама мысль о которых интерпретируется Евангелием как грех?

Очевидно, что никакой человек не способен достичь этого вожделенного состояния своими собственными силами, а потому мы, если хотим обрести евангельскую свободу, нуждаемся в помощи извне. Собственно, именно с этой мысли и начался прозвучавший только что отрывок: Спаситель сказал, что свободу дарует истина, и чуть позже в этом же отрывке Господь повторил ту же самую мысль, поставив знак равенства между истиной и Самим Собой. Получается, что даровать свободу может только Христос, Который есть путь, истина и жизнь (см. Ин. 14:6).

Из слов Спасителя следует, что в своём обычном и всем нам прекрасно знакомом состоянии, то есть в состоянии вне общения со Христом, человек не свободен. Это довольно любопытно: тогда, когда человек живёт без Христа, живёт один, — он пребывает в рабстве, а свободу человек получает лишь позволив Христу войти в его жизнь. Для того, кто привык к пониманию свободы как отделённости от любого авторитета, Христовы слова звучат странно и парадоксально.

Парадоксально звучали они и для Христовых собеседников из числа древних иудеев. Эти люди, как и большинство наших современников, думали о свободе как о независимости от кого бы то ни было, Христос же утверждал совершенно обратное: свободен лишь тот, кто добровольно подчинил себя Христу, то есть стал зависимым от Спасителя, над таким человеком перестаёт властвовать грех, такой человек обретает способность контролировать свои мысли, чувства и эмоции, такой человек в своей свободе уподобляется Богу и в конечном итоге беспрепятственно входит в блаженство Христова Царства.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Читать далее
Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!
17.05.2025суббота
Слушать на мобильном

Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.

Слушайте подкасты в iTunes и Яндекс.Музыка, а также смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.

Мы в соцсетях
ОКВКТвиттерТГ