Евангелие дня - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Евангелие от Иоанна, Глава 6, стихи 40-44

Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Стефан Домусчи
Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Дмитрий Барицкий
Евангелие от Иоанна, Глава 6
Читать далее
Читает и комментирует священник Стефан Домусчи

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! Христос воскресе! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Для многих из нас христианство давно стало частью культуры и истории. Мы встречаем христианские мотивы в литературных произведениях, на живописных полотнах, видим храмы на улицах. Но достаточно ли такого отношения к христианству или Бог ждёт от нас чего-то другого? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 6-й главы Евангелия от Иоанна, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.

Глава 6.

40 Воля Пославшего Меня есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день.

41 Возроптали на Него Иудеи за то, что Он сказал: Я есмь хлеб, сшедший с небес.

42 И говорили: не Иисус ли это, сын Иосифов, Которого отца и Мать мы знаем? Как же говорит Он: Я сшел с небес?

43 Иисус сказал им в ответ: не ропщите между собою.

44 Никто не может прийти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня; и Я воскрешу его в последний день.

Люди, которые всерьёз приходят к Богу, в какой-то момент начинают слышать от своих родственников и друзей недоуменные вопросы, которые по сути сводятся к одному: чего вам не хватает в вашей жизни? Для чего вам какая-то новая степень включённости в христианство? Сегодня в большинстве стран мира нет явных гонений на христиан. Люди верующие зачастую могут работать, беспрепятственно посещать храмы, читать христианскую литературу. И в то же время, они нередко слышат от своих близких: «Сколько ещё можно ходить в храм? Когда вы уже находитесь? Почему нельзя жить как нормальные люди и приходить в храм по необходимости? Даже если допустить, что храм — это своеобразная больница для души, вы же не ходите в поликлинику каждый понедельник, зачем же ходить в храм каждое воскресенье?

В сегодняшнем евангельском чтении мы слышим, как иудеи, возмущённые речью Христа, задают похожие вопросы. Похожи они, конечно, не столько по содержанию, сколько по внутреннему настрою. «Не Иисус ли это, сын Иосифов, — говорят они, — Которого отца и Мать мы знаем? Как же говорит Он: Я сшёл с небес?» Суть возмущения понятна. Перед ними Тот, Кого они привыкли видеть с детства. Кто жил среди них, как простой мальчик, потом подросток... И вдруг стал претендовать на мессианское достоинство и даже говорить, что Его Отец — Бог. Нечто привычное и вполне обыденное они были готовы воспринимать и уважать. Судя по всему, среди них были вполне искренние и порядочные в обыденном смысле слова люди. Но Бог призывает нас не просто к порядочности, Он призывает нас к Себе. Порядочный человек таков с точки зрения мира. Он живёт в мире по мирским законам и ничего большего не ищет. И этика Ветхого Завета была именно такой. Но Спаситель приходит и указывает на её временный характер. Она была дана для того, чтобы просто воспитать человека. Но на этом её роль исполнена. Человек должен идти дальше, потому что сотворён не просто для жизни на земле, но для соединения в себе земного и небесного. Однако этого слышать, тем более от того, кого знают с детства, иудеи не захотели.

Похожим образом происходит и у нас сегодня. Церковь часто воспринимается как давно знакомое и привычное место, в которое необходимо идти, если у тебя есть религиозная нужда. Можешь попросить о чём-то, реже поблагодарить за что-то... Ну уж если сделал что-то совсем плохое, сходи исповедуйся... Но не ходить же туда постоянно?! И когда священник призывает пришедших в храм жить церковной жизнью, у некоторых слушающих эти слова вызывают просто недоумение. Однако Христос неслучайно говорит о себе как о Хлебе, сошедшем с небес. Он основал Церковь не для удовлетворения религиозных потребностей населения, как бы это кого-то ни удивляло! Но для того, чтобы люди, отозвавшиеся на Его призыв и поверившие в Него как в Сына Божьего, помнили, что жизнь не сводится к земному, что у них иное, более глубокое предназначение. И оно в том, что через деятельную любовь, через общую молитву, через вкушение Плоти и Крови Христовых, соединиться с Ним и друг с другом обретая в этом единстве новую жизнь в Боге.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Читать далее
Читает и комментирует священник Дмитрий Барицкий

Какие тексты необходимо читать христианину в первую очередь, чтобы как можно успешнее двигаться по пути духовного совершенствования? Ответ на этот вопрос содержится в отрывке из 6-й главы Евангелия от Иоанна, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.

Глава 6.

40 Воля Пославшего Меня есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день.

41 Возроптали на Него Иудеи за то, что Он сказал: Я есмь хлеб, сшедший с небес.

42 И говорили: не Иисус ли это, сын Иосифов, Которого отца и Мать мы знаем? Как же говорит Он: Я сшел с небес?

43 Иисус сказал им в ответ: не ропщите между собою.

44 Никто не может прийти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня; и Я воскрешу его в последний день.

Религиозные лидеры еврейского народа были настроены ко Христу враждебно. Вот и сегодня мы слышим, как они в очередной раз возмущаются словами Спасителя. Господь только что сказал, что Он сошёл с небес, что Он готов дать жизнь тем, кто в Него уверует, более того, заявляет, что обязательно воскресит всякого Своего последователя. Для фарисеев всё это страшная провокация, хула, святотатство. Они в бешенстве. «Как смеет Этот Человек идти против веры отцов?» — ропщут они. Откуда же такое неприятие и непонимание? Ведь они же сами ждали Мессию. Ведь тексты Ветхого Завета были полны предсказаний о Христе. И фарисеи прекрасно их знали.

Действительно, о пришествии Мессии говорит вся ветхозаветная традиция. Священные тексты постоянно указывают на те или иные стороны Его личности, Его жизни и Его служения. Однако делается это не в лоб. Пророки не дают конкретных и детальных описаний, как должен выглядеть Мессия, что конкретно Он будет говорить и как именно Он исполнит Свою миссию. Пророчества Ветхого Завета — это не досье из отдела кадров, не документальный репортаж, не техническая инструкция и не полицейский протокол. Скорее, это икона. Образ Мессии на ней дан лишь в самых общих чертах. Это больше походит на эскиз. Кроме того, на этой иконе много условностей. И порой сложно отличить конкретно-историческое от символического. Чтобы правильно прочитать эту икону, необходимо взглянуть на неё под верным углом. К слову, так устроены агамографы, изображения, которые меняются в зависимости от перспективы, с которой мы на них смотрим. Или же это похоже на стереокартинки, где видно, что плоское изображение при определённой фокусировке зрения скрывает объёмную фигуру.

Поэтому, когда фарисеи встретили Христа в реальности, они Его просто не узнали. Их представления о Мессии вошли в резкое противоречие с тем, что они видели перед собой. У них была совсем иная перспектива понимания ветхозаветных пророчеств. Они смотрели на них под иным углом. А потому Спаситель оказался для них богохульником, еретиком и врагом традиции.

Эта ситуация очень важна и для нас с вами. Ведь так же, как фарисеи, в своей духовной жизни мы сильно зависим от текстов традиции. Мы уверены, что именно они подскажут нам, как идти путём веры и впустить в свою жизнь Бога. Отчасти это действительно так. Но не будем забывать, что понимание любого текста, даже самого священного, зависит от нашего восприятия. Для того, чтобы проникнуть в его духовный смысл и получить от него пользу, необходимо взглянуть на него под верным углом.

И Господь намекает сегодня, как это сделать, словами о воскресении. Лишь тот увидит в тексте Писания спасительные смыслы, кто умер ради Христа. То есть тот, кто каждый день старается жить не по своей воле, не в погоне за своей выгодой, а каждый свой шаг сверяет с волей Бога. Писание открывается нам по мере того, как мы во всех своих делах стремимся исполнять заповеди Евангелия. Меньше думаем о себе и больше о тех, кто нас окружает. На этом пути умирает наша больная самость. Наше сердце становится шире и глубже. В нас самих открывается духовное пространство, наполненное радостью и благодатью Светлой Христовой Пасхи. И в этом свете воскресения мы созерцаем мудрость и глубину традиции христианской веры всё более и более чётко и ясно.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Читать далее
Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!
08.05.2025четверг
Слушать на мобильном

Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.

Слушайте подкасты в iTunes и Яндекс.Музыка, а также смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.

Мы в соцсетях
ОКВКТвиттерТГ