Евангелие от Иоанна, Глава 6, стихи 40-44

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! Христос воскресе! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Для многих из нас христианство давно стало частью культуры и истории. Мы встречаем христианские мотивы в литературных произведениях, на живописных полотнах, видим храмы на улицах. Но достаточно ли такого отношения к христианству или Бог ждёт от нас чего-то другого? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 6-й главы Евангелия от Иоанна, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Люди, которые всерьёз приходят к Богу, в какой-то момент начинают слышать от своих родственников и друзей недоуменные вопросы, которые по сути сводятся к одному: чего вам не хватает в вашей жизни? Для чего вам какая-то новая степень включённости в христианство? Сегодня в большинстве стран мира нет явных гонений на христиан. Люди верующие зачастую могут работать, беспрепятственно посещать храмы, читать христианскую литературу. И в то же время, они нередко слышат от своих близких: «Сколько ещё можно ходить в храм? Когда вы уже находитесь? Почему нельзя жить как нормальные люди и приходить в храм по необходимости? Даже если допустить, что храм — это своеобразная больница для души, вы же не ходите в поликлинику каждый понедельник, зачем же ходить в храм каждое воскресенье?
В сегодняшнем евангельском чтении мы слышим, как иудеи, возмущённые речью Христа, задают похожие вопросы. Похожи они, конечно, не столько по содержанию, сколько по внутреннему настрою. «Не Иисус ли это, сын Иосифов, — говорят они, — Которого отца и Мать мы знаем? Как же говорит Он: Я сшёл с небес?» Суть возмущения понятна. Перед ними Тот, Кого они привыкли видеть с детства. Кто жил среди них, как простой мальчик, потом подросток... И вдруг стал претендовать на мессианское достоинство и даже говорить, что Его Отец — Бог. Нечто привычное и вполне обыденное они были готовы воспринимать и уважать. Судя по всему, среди них были вполне искренние и порядочные в обыденном смысле слова люди. Но Бог призывает нас не просто к порядочности, Он призывает нас к Себе. Порядочный человек таков с точки зрения мира. Он живёт в мире по мирским законам и ничего большего не ищет. И этика Ветхого Завета была именно такой. Но Спаситель приходит и указывает на её временный характер. Она была дана для того, чтобы просто воспитать человека. Но на этом её роль исполнена. Человек должен идти дальше, потому что сотворён не просто для жизни на земле, но для соединения в себе земного и небесного. Однако этого слышать, тем более от того, кого знают с детства, иудеи не захотели.
Похожим образом происходит и у нас сегодня. Церковь часто воспринимается как давно знакомое и привычное место, в которое необходимо идти, если у тебя есть религиозная нужда. Можешь попросить о чём-то, реже поблагодарить за что-то... Ну уж если сделал что-то совсем плохое, сходи исповедуйся... Но не ходить же туда постоянно?! И когда священник призывает пришедших в храм жить церковной жизнью, у некоторых слушающих эти слова вызывают просто недоумение. Однако Христос неслучайно говорит о себе как о Хлебе, сошедшем с небес. Он основал Церковь не для удовлетворения религиозных потребностей населения, как бы это кого-то ни удивляло! Но для того, чтобы люди, отозвавшиеся на Его призыв и поверившие в Него как в Сына Божьего, помнили, что жизнь не сводится к земному, что у них иное, более глубокое предназначение. И оно в том, что через деятельную любовь, через общую молитву, через вкушение Плоти и Крови Христовых, соединиться с Ним и друг с другом обретая в этом единстве новую жизнь в Боге.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов