Вера в телесное воскресение — это одна из ключевых вероучительных истин Православной Церкви. Что Священное Писание открывает нам об этой истине? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 5-й главы Евангелия от Иоанна, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
«Каждая река впадает в своё море». Иными словами, всё имеет своё начало и свой конец. Эта народная мудрость вполне отражает христианские представления о том, какая судьба уготована каждому из нас. Всякому, кто родился в эту жизнь, как говорит апостол Павел, «положено однажды умереть, а потом суд». Ни тебе предсуществования души, ни переселения, ни бесконечного перерождения. Одно рождение, одна жизнь и сразу на чистовик. И всё, что написал, будет прочитано на оценку в строго определённое время.
Из только что прозвучавшего отрывка мы узнаём, что это время — время воскресения. Воскреснут абсолютно все люди. Вне зависимости от своего происхождения, вероисповедания и образа жизни. В христианской традиции это время всеобщего воскресения связывают со Вторым Пришествием Христовым и называют его Страшный Суд. Ведь здесь прозвучит окончательный приговор о каждом человеке. И для одних это будет «воскресение жизни», а для других «воскресение осуждения».
Воскреснет для жизни тот, кто совершал дела жизни. А воскреснет для осуждения тот, кто совершал дела смерти. Дела жизни — это те, которые совершаются с мыслью о Боге и с доверием Ему. Это поступки согласно евангельским заповедям, вся суть которых сводится к любви к ближнему ради Христа. Как Сам Спаситель сегодня говорит: «слушающий слово Моё и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную».
Дела смерти — это не только аморальные поступки, убийства, воровство, блуд и всякие другие преступления. Внешне мёртвые дела могут выглядеть весьма привлекательно. Они могут быть культурно приемлемыми. Но это всё то, что совершается без мысли о Творце и Его воле. Всё то, что мы осознанно и неосознанно совершаем ради того, чтобы как можно комфортней устроится в этой, земной, жизни.
И ещё одну важную истину мы узнаём из прозвучавшего отрывка. Страшный суд — это всего лишь кульминация той драмы, которая начинает разворачиваться с особой силой с момента воплощения Иисуса Христа. Евангелие свидетельствует о том, что уже тогда реальность вечной жизни и Царства Небесного вошла в нашу жизнь. Поэтому и говорит сегодня Господь: «наступает время, и настало уже, когда мёртвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут». И Сам Господь Своим воскресением от мёртвых открыл этот путь для всякого Своего ученика.
Это воскресение для жизни с Богом доступно каждому из нас уже сейчас. Иными словами, уже сейчас мы можем сделать опыт бессмертия своим личным достоянием. Непрестанный поиск воли Божией, исполнение заповедей Евангелия, участие в таинствах Церкви делают этот опыт не книжным, не умозрительным, но вполне ощутимым. Каждый в свою меру может переживать его телесно, эмоционально и осознавать это. И ровно в той степени, в какой мы приобрели подобный опыт в этой жизни, мы будем избавлены от вечной смерти. И когда Господь придёт окончательно, и всякий человек воскреснет для воздаяния, мы воскреснем не на суд, но перейдём от смерти в жизнь.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далееХристос воскресе, с вами протоиерей Павел Великанов.
Признаюсь: я очень люблю увлечённых людей. Более того: самой главной задачей любого родителя, педагога, преподавателя и является именно это — увлечь другого тем, что для тебя самого дорого. Ведь и само творение человека, как об этом пишут святые отцы, было предпринято Богом в надежде, что Адам и Ева увлекутся красотой и совершенством Богозданного мира — и захотят и дальше расти и развиваться в нём. Но даже после грехопадения эта перспектива остаётся открытой для каждого христианина — и именно об этом сегодня мы слышим в отрывке из 5-й главы Евангелия от Иоанна, который читается за богослужением в православных храмах.
Христос говорит о том, что увлечённый Им — уже имеет в себе начало жизни вечной, которая и дальше будет всё сильнее раскрываться. Я бы привёл пример бутона цветка — который под лучами тёплого майского солнца не может не раскрыться: для него совершенно органично и естественно распустить свои лепестки навстречу теплу и явить всему миру то, ради чего он и был создан.
Человек — тоже цветок, только Божий — и распускается он только в лучах Божественной правды. «Передатчиком» или, с позволения сказать, «интерфейсом» этой Высшей Правды и является та самая вера, о которой мы слышали сегодня в чтении.
Когда человек чем-то на самом деле «увлечён», он уже не вполне себе принадлежит: предмет его увлечённости, крайней заинтересованности, для него сверхважен. Он думает постоянно о нём, он с готовностью решает разные задачи, связанные с ним, он хватается за любую новую информацию, выискивает любой кусочек свободного времени, лишь бы снова вернуться к своему увлечению. Про такого мы говорим, что у него что-то «зудит внутри» — и именно этот «зуд» придаёт ему нескончаемый ресурс душевных сил, будоражит мысль, доставляет положительные эмоции. Лишение этого предмета интереса воспринимается как трагедия, беда — и чтобы этого не допустить, он готов идти на многие жертвы.
Но вот почему мы так редко встречаем в жизни людей, настолько увлечённых Христом? Что мешает нам самим вдохновиться евангельским образом Христа, который способен вдохнуть новую жизнь в любого, даже самого закоренелого, грешника? Я бы ответил одним словом: мнимости. Слишком много вокруг нас разных мнимостей, которые представляются благом, а на самом-то деле — пустышки. Вместо полноценной, питательной пищи, мир кормит нас разными жевательными резинками с миллионами вкусов — а мы, словно обезумевшие, скорчившись от нескончаемых болей в желудке, снова и снова пытаемся найти тот самый «настоящий» вкус, обретя который думаем, что наконец-то насытимся! На эти «мнимости» мы и тратим зачастую всю нашу жизнь, приходя в итоге к глубочайшему разочарованию и унынию. Вот почему так важен пост — отказ от жизни по правилам и законам «мира сего»: именно он позволяет осознать, насколько наша душа на самом деле изголодалась по самого главному — по «единому на потребу» — Богу и Его живительному слову!
Как же важно научиться быть более взыскательным ко всему, с чем мы соприкасаемся в нашей жизни — и если мы распознаём очередную «обманку» — не поддаваться соблазну снова наступать на те же любимые грабли!..
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далее
священник Дмитрий Барицкий