Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Тот, кто хотя бы раз оказывался в ситуации, когда не мог вернуть взятые займы деньги — и этот долг был на самом деле прощён, очень хорошо поймёт весь драматизм ситуации, описанной в отрывке из 2-й главы Евангелия от Марка, который читается сегодня в православных храмах.
В чём же заключалась драма — о которой так красочно повествует евангелист Марк? Корень драмы — столкновение двух представлений о прощении — ветхозаветном и новозаветном. Неверие книжников в то, что перед ними не просто человек, целитель и проповедник — а Сам Воплотившийся Бог — делало ситуацию с заявленным Иисусом прощением грехов расслабленному вызывающей, скандальной. С их точки зрения ситуация выглядит примерно так: некто украл большую сумму денег, а сторонний человек вдруг говорит потерпевшему: не волнуйся, всё хорошо, я твоего вора... простил!.. Хороша себе история, ничего не скажешь!..
Мы подходим к очень важному моменту — я бы сказал, центральному во всём этическом учении христианства. Бог делает Себя Самого... «ответчиком» за все наши долги, ошибки, невыплаченные кредиты, неисполненные обязательства. Причём не «виртуальным» ответчиком — а совершенно реальным. К каждому, кто имеет тот или иной список «претензий», Он говорит: вот Я, пожалуйста, берите и — делайте, что хотите. Я — плачу Собой за наглости Маши, разворовывание Саши, убийство Глаши — за всех — и за каждого. Что в определённом «пределе» вы можете сделать со Мной? Убить? На Кресте? Хорошо... Пусть так и будет! Хватит ли вам Моей смерти — невинного, лично ни в чём неповинного — для того, чтобы насытиться чувством мести, вылить всю свою злобу и обиду, и все претензии?..
Мы, христиане, очень сильно недооцениваем простой факт: теперь нет никаких «прямых отношений» между обидимым и обидчиком. Потому что теперь между ними — всегда Христос. И Он — только Он Один, Распятый и Воскресший, имеет право «вязать» и «решить» любые спорные отношения между нами!..
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далее«Вера без дел мертва». Такие слова находим мы в послании апостола Иакова. И с ними невозможно не согласиться. Ведь вера не просто набор абстрактных убеждений, а то, что напрямую влияет на всю человеческую жизнь, освящает её, делает цельной, светлой и бесстрашной. Об этом говорит нам отрывок из второй главы Евангелия от Марка. Он читается сегодня в православных храмах во время Литургии. Давайте послушаем.
В первое воскресенье Великого поста мы совершали празднование Торжества Православия. Прославляя святых отцов, участников Вселенских соборов, мы радостно благодарили Бога за то, что опасные ереси, искажающие учение о природе Господа и Его Царства, оказались побеждены. И нет теперь уже никаких вероучительных препятствий для того, чтобы этого Царства можно было достигнуть. Таким образом, в первое воскресенье поста Церковь напомнила нам о цели нашего духовного пути.
В нынешнее же воскресенье Евангелие Христово говорит нам о средствах, необходимых для осуществления духовного путешествия к желанному Раю. Мы услышали, как Христос пришёл в город Капернаум и там совершил множество исцелений. Удивлённые жители собрались во множестве, чтобы послушать Спасителя. Толпа оказалась настолько велика, что ещё одно чудо могло просто не состояться. Но помогло ему доброе упрямство.
Четверо мужчин приносят ко Христу своего парализованного друга. Попасть в дом, где проповедует Сын Божий, у них не получается. Потому они забираются на крышу, делают в ней дыру и спускают кровать с больным прямо к ногам Христа. Спаситель возвращает парализованному возможность двигаться, произнося такие слова: «чадо! прощаются тебе грехи твои». Так Господь Иисус показывает, что причиной страшной болезни тела был духовный недуг. Отважных друзей исцелённого Он хвалит за проявленное дерзновение.
Как реагируют на чудо собравшиеся? Простые люди ликуют, прославляя Бога. Но видим мы также злобные лица иудейских законников. Те, услышав слова Христовы и не имея возможности опровергнуть факта чуда, начали про себя рассуждать: «Он богохульствует! Кто может прощать грехи? Только один Бог на это способен! Бог, а не этот странный человек, нигде и ничему не учившийся». Спаситель услышал мысли книжников и возмутился ложью, жившей в сердцах этих людей.
Господь Иисус понимал, чем, на самом деле, руководствуются Его критики. Они не стремились защитить веру, а желали сохранить влияние, власть над умами. Даже видя перед собой явное чудо, законники отказывались его признать. Исцеления для них как будто не существовало. Значение имели только слова Христа, которые казались им богохульными. А вероучение из путеводной нити к совершенству превратилось для этих людей в кнут для порки неугодных.
Через прозвучавшее евангельское чтение Церковь напоминает нам, что принадлежность к Церкви, народу Божьему, зависит не только от верности догматам и наследию Вселенских соборов. Не достаточно знать богословие и быть православным умом. Спаситель призывает нас и к верному действию. А именно — следовать примеру добрых друзей, которые помогли своему больному товарищу, преодолев различные трудности. Или, как говорится, в послании Восточных Патриархов 18 века: «Человек оправдывается не просто одной верою, но верой, сопровождаемой любовью, то есть через веру и дела. Не призрак только веры, но пребывающая в нас вера через дела оправдывает нас во Христе».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далее
протоиерей Павел Великанов