Евангелие дня - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Евангелие от Иоанна, Глава 1, стихи 43-51

Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Дмитрий Барицкий
Выбор комментатора
Читает и комментирует
епископ Переславский и Угличский Феоктист
Евангелие от Иоанна, Глава 1
Читать далее
Читает и комментирует священник Дмитрий Барицкий

Что необходимо делать для того, чтобы наша вера в Бога была православна и наши представления о Господе оставались истинными и неискажёнными? Ответ на этот вопрос предлагает отрывок из 1-й главы Евангелия от Иоанна, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.

Глава 1.

43 На другой день Иисус восхотел идти в Галилею, и находит Филиппа и говорит ему: иди за Мною.

44 Филипп же был из Вифсаиды, из одного города с Андреем и Петром.

45 Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета.

46 Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри.

47 Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства.

48 Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя.

49 Нафанаил отвечал Ему: Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев.

50 Иисус сказал ему в ответ: ты веришь, потому что Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницею; увидишь больше сего.

51 И говорит ему: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому.

Существует древнее предание, которое говорит о том, что, сидя под смоковницей, Нафанаил просил Бога о пришествии Мессии. Подобные просьбы были распространены среди благочестивых иудеев того времени. Ведь все они с надеждой ждали, когда исполнятся древние пророчества и Господь пошлёт Своему народу Спасителя, Которого обещал. Вероятно, Нафанаил в ответ на свои молитвы получил от Бога поддержку и утешение. Незримым образом Господь явился ему и успокоил его сердце.

Поэтому так живо и реагирует он на слова Христа «прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя». Нафанаил узнаёт в странствующем проповеднике Иисусе из Назарета, Того, Кто незримо беседовал с ним во время молитвы. Теперь же его Таинственный Собеседник стоит перед ним во плоти. Поэтому и такая резкая перемена в настроении Нафанаила, и он без всяких сомнений произносит: «Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев». С тех пор он ходит за Спасителем всё время, а после смерти и воскресения Христа становится одним из столпов Православной Церкви.

И вот на что следует обратить внимание. Когда Филипп рассказывает Нафанаилу об Иисусе из Назарета, он скептически произносит: «из Назарета может ли быть что доброе»? Нафанаил преисполнен сомнений. В те времена Назарет пользовался дурной репутацией. Да и Спаситель, по верованиям иудеев и согласно тексту Писания, должен был прийти из Вифлеема. Однако, Нафанаил не отмахивается от этой новости. Доверившись своему товарищу, он делает над собой усилие и идёт. И его труд, и доверие окупается сторицей.

Какой же важный урок для нас! По самой своей природе каждый человек — образ Божий. А потому каждый из нас в силу своего рождения имеет духовную интуицию. Каждый из нас предчувствует Творца. Более того, даже закоренелые преступники могут верить в Него, молиться Ему и в свою меру получать утешение. Однако при этом их жизнь не меняется. Поэтому важно понимать, что этот канал связи с Богом — не единственный. Если мы не будем прислушиваться к опыту других людей, который отображён в Евангелии, а также в трудах отцов Православной Церкви, если не будем понуждать себя действовать в своей жизни по тому образцу, который предложили они, мы никогда не вырастем духовно. Мы будем топтаться на месте. Бог так и останется для нас далёким и незримым. Со временем Его образ померкнет, смешается в нашем представлении с нашими собственными иллюзиями, мечтами и фантазиями. Он исказится. А потому, если мы хотим, чтобы наша вера была по-настоящему православна, нам остро необходима деятельная жизнь согласно Евангелию. Исполнение заповедей Божиих на ежедневной основе. Тогда и образ Спасителя будет гореть в нашем сердце ярко, будто мы видим Его перед своими глазами.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Читать далее
епископ Феоктист ИгумновЧитает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Если мы посмотрим на личности апостолов, то увидим, что с внешней точки зрения у этих людей было мало общего между собой. Кто-то из них до призвания к апостольству был рыбаком, кто-то сборщиком податей, кто-то ревностным фарисеем, о ком-то мы и вовсе почти ничего не знаем. Если же смотреть не на внешние характеристики, а на внутреннее состояние, то общее обнаружить удастся. Но что же это? Ответ нам даёт тот отрывок из 1-й главы Евангелия от Иоанна, который звучит сегодня во время литургии в православных храмах. Давайте послушаем его.

Глава 1.

43 На другой день Иисус восхотел идти в Галилею, и находит Филиппа и говорит ему: иди за Мною.

44 Филипп же был из Вифсаиды, из одного города с Андреем и Петром.

45 Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета.

46 Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри.

47 Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства.

48 Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя.

49 Нафанаил отвечал Ему: Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев.

50 Иисус сказал ему в ответ: ты веришь, потому что Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницею; увидишь больше сего.

51 И говорит ему: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому.

Евангелие от Иоанна, рассказав о призвании Нафанаила к апостольству, сохранило тайну: мы можем лишь догадываться, почему слова Христа о том, что Он прежде знакомства с Нафанаилом видел его под смоковницей, столь сильно повлияли на будущего апостола. Конечно, христианская экзегетическая традиция имеет свой ответ, к примеру, святитель Иоанн Златоуст общую для многих авторитетных толкователей мысль выразил в таких словах: «Знал Он и прежде благонравие Нафанаила, не как человек, следивший за ним, а как Бог. И ныне „Я видел тебя под смоковницею“, когда никого там не было, а был только Филипп и Нафанаил и между собою об этом говорили». То есть речь здесь идёт о частной беседе Нафанаила с Филиппом, содержание которой Спаситель не мог знать как человек, но мог знать как Бог. Впрочем, есть и ещё одно предположение относительно обращённой к Нафанаилу фразы Христа, оно состоит в том, что Господь видел уединённую молитву Своего будущего апостола, содержанием которой было воззвание к Богу о скорейшем пришествии Мессии.

Прежде же чем произнести слова о смоковнице, Спаситель сказал другую фразу, крайне любопытную фразу, Он указал на Нафанаила, как на того израильтянина, «в котором нет лукавства». Эти слова можно понимать как минимум двумя путями: как указание на внутреннее состояние Нафанаила, так и как утверждение, что в истинном израильтянине не может быть лукавства, или, иначе, притворства. Отсутствие притворства и вытекающая искренность, пожалуй, и есть то, что было общим у апостолов. Все они, вне зависимости от своего происхождения, возраста или же социального статуса были людьми предельно искренними. Конечно, искренность не была гарантом отсутствия ошибок, мы знаем, что ученики Христовы ошибались и ошибались иной раз сильно, достаточно вспомнить об их упорном неприятии слова Христа о том, что Ему надлежит пострадать, иногда апостолы проявляли слабость, иногда и другие шероховатости характера, но при этом они всегда были искренними. Единственное исключение: Иуда Искариот. Этот человек в какой-то момент пошёл по пути лукавства, и оно его погубило. Пример искренности апостолов — это своего рода завет всем поколениям христиан, если мы хотим унаследовать ту же благую участь, которую унаследовали ближайшие ученики Христовы, нам стоит отложить всякое притворство, нам надо быть честными и искренними, как с Богом, так и друг с другом. И дай Бог, чтобы мы смогли быть такими!


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Читать далее
Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!
09.03.2025воскресенье
Слушать на мобильном

Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.

Слушайте подкасты в iTunes и Яндекс.Музыка, а также смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.

Мы в соцсетях
ОКВКТвиттерТГ