Евангелие от Иоанна, Глава 1, стихи 43-51
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Если мы посмотрим на личности апостолов, то увидим, что с внешней точки зрения у этих людей было мало общего между собой. Кто-то из них до призвания к апостольству был рыбаком, кто-то сборщиком податей, кто-то ревностным фарисеем, о ком-то мы и вовсе почти ничего не знаем. Если же смотреть не на внешние характеристики, а на внутреннее состояние, то общее обнаружить удастся. Но что же это? Ответ нам даёт тот отрывок из 1-й главы Евангелия от Иоанна, который звучит сегодня во время литургии в православных храмах. Давайте послушаем его.
Евангелие от Иоанна, рассказав о призвании Нафанаила к апостольству, сохранило тайну: мы можем лишь догадываться, почему слова Христа о том, что Он прежде знакомства с Нафанаилом видел его под смоковницей, столь сильно повлияли на будущего апостола. Конечно, христианская экзегетическая традиция имеет свой ответ, к примеру, святитель Иоанн Златоуст общую для многих авторитетных толкователей мысль выразил в таких словах: «Знал Он и прежде благонравие Нафанаила, не как человек, следивший за ним, а как Бог. И ныне „Я видел тебя под смоковницею“, когда никого там не было, а был только Филипп и Нафанаил и между собою об этом говорили». То есть речь здесь идёт о частной беседе Нафанаила с Филиппом, содержание которой Спаситель не мог знать как человек, но мог знать как Бог. Впрочем, есть и ещё одно предположение относительно обращённой к Нафанаилу фразы Христа, оно состоит в том, что Господь видел уединённую молитву Своего будущего апостола, содержанием которой было воззвание к Богу о скорейшем пришествии Мессии.
Прежде же чем произнести слова о смоковнице, Спаситель сказал другую фразу, крайне любопытную фразу, Он указал на Нафанаила, как на того израильтянина, «в котором нет лукавства». Эти слова можно понимать как минимум двумя путями: как указание на внутреннее состояние Нафанаила, так и как утверждение, что в истинном израильтянине не может быть лукавства, или, иначе, притворства. Отсутствие притворства и вытекающая искренность, пожалуй, и есть то, что было общим у апостолов. Все они, вне зависимости от своего происхождения, возраста или же социального статуса были людьми предельно искренними. Конечно, искренность не была гарантом отсутствия ошибок, мы знаем, что ученики Христовы ошибались и ошибались иной раз сильно, достаточно вспомнить об их упорном неприятии слова Христа о том, что Ему надлежит пострадать, иногда апостолы проявляли слабость, иногда и другие шероховатости характера, но при этом они всегда были искренними. Единственное исключение: Иуда Искариот. Этот человек в какой-то момент пошёл по пути лукавства, и оно его погубило. Пример искренности апостолов — это своего рода завет всем поколениям христиан, если мы хотим унаследовать ту же благую участь, которую унаследовали ближайшие ученики Христовы, нам стоит отложить всякое притворство, нам надо быть честными и искренними, как с Богом, так и друг с другом. И дай Бог, чтобы мы смогли быть такими!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов