Мнительность, угодничество и заискивание перед людьми. Очень неприятные недостатки. И как избавляться от них, если вся наша жизнь зависит от мнения окружающих? Ответ на этот вопрос содержится вот отрывке из 6-й главы Евангелия от Матфея, который звучит сегодня в православных храмах. Давайте послушаем.
«На миру и смерть красна». Это поговорка очень наглядно иллюстрирует одну из базовых потребностей человека — потребность в признании. Кому не нравится, когда ему оказывают внимание, выделяют и делают значимым? В той или иной форме все мы хотим стать заметными. Если нас не замечают, нам становится не по себе. Проверить легко. Я зашёл в офис, мои коллеги даже голову не повернули в мою сторону — не очень хорошее начало дня. Опубликовал пост в соцсетях, на него никто не среагировал, настроение поползло вниз. В малых дозах повышается тревожность. Мы становимся беспокойными и раздражительными. И градус этого негатива может расти.
Чтобы справиться с этой проблемой и получить свою порцию внимания, мы делаем какие-то вещи демонстративно. На виду у окружающих. Я не просто захожу в офис, а делаю это громко, рассказывая на ходу анекдот. Я не просто публикую пост в соцсетях, я сопровождаю его какой-то провокацией. Не обязательно эпатировать публику. У каждого из нас свои стратегии привлекать внимание. Они могут быть очень естественные и ненавязчивые. Но в любом случае, если нам это удаётся, мы ощущаем себя рукопожатными. В нас появляется чувство, что мы держимся на плаву в этой жизни. Мы наполняемся. Не чувствуем себя брошенными, одинокими и пустыми. У нас есть силы идти вперёд.
Когда мы приходим в Церковь, мы автоматически переносим все эти привычки в область духовной жизни. Не всегда осознавая это, мы выполняем духовную работу в ожидании одобрения от окружающих людей. Мы всё ещё продолжаем искать источник воодушевления во внешнем признании. Поэтому Господь и делает сегодня такой акцент на тайной работе. Наша молитва и наше доброделание должны быть скрыты от окружающих. Более того, нам самим следует приучить себя совершать это по принципу «сделал и забыл». Исполнить евангельскую заповедь и поговорить с Богом должно стать для нас так же естественно, как почистить зубы или помыть руки перед едой. Гигиена — вещь принципиально важная. Но мы не ставим себе в заслугу то, что соблюдаем эти правила. И не выносим эту работу напоказ. Не ждём, что люди похвалят нас за это. И чем больше внимания мы будем уделять этой скрытой работе, чем сильнее будем стремиться развивать в себе навык всё своё внимание устремлять к Творцу, тем сильнее в ответ Господь будет наполнять нас Своей благодатью. Болезненная потребность в признании и внимании постепенно утихнет. Нас перестанет волновать то, что могут думать и говорить о нас окружающие. Вместе с этим пропадут мнительность, угодничество и заискивание. Так действует в нашей душе Небесный Отец. Видя тайное, Он воздаёт своим верным ученикам явно. Даёт нашему сердцу твёрдость и уверенность.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далееЗдравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Послезавтра начнётся Великий пост, и в эти последние подготовительные дни Церковь даёт нам последние необходимые наставления. Они содержатся как в богослужебных песнопениях, так и в отрывках из Священного Писания. Наставления о том, как провести пост, мы слышим и в отрывке из 6-й главы Евангелия от Матфея, этот евангельский фрагмент звучит сегодня во время литургии в православных храмах.
Само слово «пост» ассоциируется у большинства из нас с пищевыми ограничениями: в пост Церковь не рекомендует употреблять пищу животного происхождения, да и вообще рацион должен быть избирательным и ограниченным. Собственно, именно на рационе и будет в ближайшие семь недель сосредоточено внимание многих православных христиан.
Однако если мы посмотрим на церковные песнопения, то увидим, что в них нет слов о том, что мы должны есть, а от чего должны воздерживаться. Зато мы услышим, к примеру, такие слова: «Истинный пост есть злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления». Несмотря на то, что эти слова Русская Церковь произносит на церковнославянском языке, смысл их понятен любому: постом мы должны приложить сугубые усилия к тому, чтобы не совершать наших привычных грехов, которые, как правило, касаются взаимоотношений с другими людьми. Любой знающий себя самого человек понимает, что сделать это лишь путём морально-волевых усилий невозможно, как бы мы не старались, мы неизбежно впадаем и в многословие, и в осуждение, мы неизбежно раздражаемся, нечаянно лжём и нарушаем собственные клятвы, особенно же клятвы верности Христу.
Именно поэтому нам и необходим пост. Он должен нас научить тому, как можно управлять самими собой. Ограничение рациона здесь лишь вспомогательная мера, основное же состоит в том, о чём мы услышали в прозвучавшем сегодня евангельском отрывке: это тайная милостыня и тайная же молитва. Собственно, молитва и милостыня, по мнению как Евангелия, так и Церкви должны быть основным и главным содержанием любого христианского поста, особенно же поста Великого. Именно к ним мы должны быть готовы, к ним должны стремиться, а всё остальное видеть как инструмент для этих двух главных дел.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далее
священник Дмитрий Барицкий