Как получилось так, что люди осудили и распяли Иисуса Христа? Как Бог мог это допустить? Ответ на этот вопрос содержится в отрывке из 23-й главы Евангелия от Луки, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Все те, кто живёт в южных регионах нашей страны, прекрасно знают, как порой бывает невыносима продолжительная жара. Марево изматывает. Зной высасывает силы. Томится и природа, и человек. От засухи всё вокруг погружается в какое-то ленивое оцепенение. Очертания предметов становятся зыбкими, призрачными, словно озёрный мираж на горячем асфальте. Полудрёма, полуявь. А потому грозовые облака — всегда предвестник избавления. И даже навалившаяся перед бурей духота переносится как-то весело. И вот небо с грохотом падает на землю и напитывает её влагой. После шторма воздух становится прохладный, прозрачный, а контуры этого мира проступают чётко и ясно. Вся неопределённость исчезает. Всё оказывается на своих местах.
Так порой происходит и с нами. Ведь нередко мы также томимся от неопределённости и двусмысленностей в отношениях с людьми, самими собой и Богом. Но поменять ничего не в силах. Словно сидим внутри мыльного пузыря. Его поверхность гладкая и ровная. Ни одной шероховатости. Вот только воздух свежий не поступает. Духота и дурман. Мы потихоньку умираем от удушья. Но, опьянённые этим состоянием, уверены, что всё в порядке. Для того, чтобы этот пузырь лопнул, необходим кризис. С греческого языка это слово переводится как «суд».
Вернёмся к прозвучавшему отрывку. На первый взгляд кажется, что это люди судят Бога. На самом деле, всё ровным счётом наоборот. Это Бог судит людей. Христос самим Своим присутствием вынуждает их определиться. Внести ясность в свою жизнь, свои отношения с людьми и Творцом. И они делают это. Иудеи выбирают не Мессию, но разбойника. Пилат восстанавливает отношения с Иродом. Иосиф Аримафейский перестаёт скрывать то, что он ученик Христов. Наверное, далеко не случайно, что в момент распятия происходит затмение, землетрясение и буря. Это не только возмущение природы по поводу убийства Бога. Это ещё и символ сделанного выбора.
Поэтому не стоит бегать от стихии. Не стоит бояться кризиса. Он нам жизненно необходим. Ведь если не будет в нашей судьбе болезненных сломов, через какую ещё лазейку в неё проникнет Бог? Как сделать ясным наше сердце, чтобы мы, наконец-то, начали дышать свежим, прохладным воздухом?
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далееЗдравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Христу Спасителю вынесли приговор исходя из политических обвинений. Евангелисты говорят об этом прямо и недвусмысленно, обвинения Спасителя перед римскими властями, которые имели право вынесения смертных приговоров, были исключительно политическими. Однако, в евангельском повествовании обращает на себя внимание тот факт, что эти обвинения были приняты и многими простыми людьми, теми, кто требовал казни Спасителя. Сегодня в православных храмах во время литургии звучит отрывок из 23-й главы Евангелия от Луки. Давайте послушаем его и вместе с этим попытаемся понять, почему простые израильтяне оказались столь доверчивы и недальновидны.
Евангельское повествование о суде над Спасителем и о Его Распятии в высшей степени драматично, и довольно непросто осознать, почему люди поступили таким образом. Ужас от евангельского описания Страданий Воплощённого Бога усиливается благодаря включению в него эпизода о требовании отпустить разбойника Варавву, Христа же предать на Распятие. Как вообще такое возможно? Как, при таком выборе, возможно предпочесть уголовника Мессии? Евангелист Лука не обманывал и не сгущал краски, он описал всё так, как оно было. Из этого следует, что такое действительно возможно, люди и в самом деле могут совершить столь ужасную ошибку. Поэтому нам стоит подумать о том, что привело их к этой ошибке.
Прежде всего нам стоит вспомнить, что Иудея в то время не была самостоятельным государством, она была оккупирована Римской империей, и управлялась наместниками императора. Такое положение дел не устраивало евреев, как не может такое положение дел устраивать и какой-либо иной народ. Естественно, что находились те люди, которые пытались бороться с оккупацией, естественно и то, что они находили себя сторонников. Вместе с этим, были в Иудее и те, кто нашёл себе уютное, спокойное и доходное место рядом с римскими властями. Очевидно, что среди этих приспособленцев почти не было простых людей, но были представители как светской, так и религиозной знати, то есть те, кто в силу своего положения мог оказываться влияние на своих соплеменников.
Христос был крайне популярен. За Ним шли люди, которые хотели сделать Его царём. Но это стремление никак не было согласовано с римской властью, следовательно, оно по своей природе было бунтом против сложившегося положения вещей. Несмотря на то, что Сам Спаситель не претендовал на царский престол и неоднократно говорил об отсутствии у Него каких-либо властных амбиций, мало кто понимал Его слова, уж слишком велико было желание видеть Его во главе народа. Не понимали Его даже апостолы, которые на пути в Иерусалим начали делить придворные должности. Влияние Спасителя на простых людей не могло не беспокоить тех, у кого в руках была духовная власть. Эти люди прекрасно понимали, что если не предпринять решительных действий, то народ окончательно перестанет им подчиняться в религиозном смысле.
Будучи не способными понять Христа, они решились на хорошо известную манипуляцию, они обвинили Спасителя в том, в чём обвинить легче всего: в попытке политического переворота. Перевороты же и революции всегда и везде несут с собой одно и то же: море человеческой крови и страдания людей. Естественно, что никакой здравомыслящий человек не хочет стать свидетелем подобного. И здесь людям был предложен выбор: обыкновенный бандит или тот, кого обвиняют в попытке государственного переворота. Бандит — плохо, но революционер — ещё хуже. Люди выбрали наименьшее зло. Можно ли их за это осудить? За это — вряд ли, но вот за то, что они не были внимательны к словам Христа — да. Каждый из них не мог не знать об учении Спасителя, не мог не слышать, что Его Царство не от мира сего (Ин. 18:36). Но они не были внимательны к Его словам, а потому и допустили эту трагическую ошибку.
Внимание к евангельским словам Христа — вот то, что способно удержать человека от ошибок. И дай Бог, чтобы мы с чуткостью относились к тому, что сохранили для нас святые евангелисты!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далее
священник Дмитрий Барицкий