Евангелие от Луки, Глава 23, стихи 1-34, 44-56. Комментирует - Дмитрий Барицкий
Москва - 100,9 FM

Евангелие от Луки, Глава 23, стихи 1-34,44-56

Лк., 110 зач., XXIII, 1-34, 44-56 (о. Дмитрий Барицкий)
Поделиться Поделиться
Читает и комментирует священник Дмитрий Барицкий

Как получилось так, что люди осудили и распяли Иисуса Христа? Как Бог мог это допустить? Ответ на этот вопрос содержится в отрывке из 23-й главы Евангелия от Луки, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.

Глава 23.

01 И поднялось все множество их, и повели Его к Пилату,

02 и начали обвинять Его, говоря: мы нашли, что Он развращает народ наш и запрещает давать подать кесарю, называя Себя Христом Царем.

03 Пилат спросил Его: Ты Царь Иудейский? Он сказал ему в ответ: ты говоришь.

04 Пилат сказал первосвященникам и народу: я не нахожу никакой вины в этом человеке.

05 Но они настаивали, говоря, что Он возмущает народ, уча по всей Иудее, начиная от Галилеи до сего места.

06 Пилат, услышав о Галилее, спросил: разве Он Галилеянин?

07 И, узнав, что Он из области Иродовой, послал Его к Ироду, который в эти дни был также в Иерусалиме.

08 Ирод, увидев Иисуса, очень обрадовался, ибо давно желал видеть Его, потому что много слышал о Нем, и надеялся увидеть от Него какое-нибудь чудо,

09 и предлагал Ему многие вопросы, но Он ничего не отвечал ему.

10 Первосвященники же и книжники стояли и усильно обвиняли Его.

11 Но Ирод со своими воинами, уничижив Его и насмеявшись над Ним, одел Его в светлую одежду и отослал обратно к Пилату.

12 И сделались в тот день Пилат и Ирод друзьями между собою, ибо прежде были во вражде друг с другом.

13 Пилат же, созвав первосвященников и начальников и народ,

14 сказал им: вы привели ко мне человека сего, как развращающего народ; и вот, я при вас исследовал и не нашел человека сего виновным ни в чем том, в чем вы обвиняете Его;

15 и Ирод также, ибо я посылал Его к нему; и ничего не найдено в Нем достойного смерти;

16 итак, наказав Его, отпущу.

17 А ему и нужно было для праздника отпустить им одного узника.

18 Но весь народ стал кричать: смерть Ему! а отпусти нам Варавву.

19 Варавва был посажен в темницу за произведенное в городе возмущение и убийство.

20 Пилат снова возвысил голос, желая отпустить Иисуса.

21 Но они кричали: распни, распни Его!

22 Он в третий раз сказал им: какое же зло сделал Он? я ничего достойного смерти не нашел в Нем; итак, наказав Его, отпущу.

23 Но они продолжали с великим криком требовать, чтобы Он был распят; и превозмог крик их и первосвященников.

24 И Пилат решил быть по прошению их,

25 и отпустил им посаженного за возмущение и убийство в темницу, которого они просили; а Иисуса предал в их волю.

26 И когда повели Его, то, захватив некоего Симона Киринеянина, шедшего с поля, возложили на него крест, чтобы нес за Иисусом.

27 И шло за Ним великое множество народа и женщин, которые плакали и рыдали о Нем.

28 Иисус же, обратившись к ним, сказал: дщери Иерусалимские! не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших,

29 ибо приходят дни, в которые скажут: блаженны неплодные, и утробы неродившие, и сосцы непитавшие!

30 тогда начнут говорить горам: падите на нас! и холмам: покройте нас!

31 Ибо если с зеленеющим деревом это делают, то с сухим что будет?

32 Вели с Ним на смерть и двух злодеев.

33 И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону.

34 Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают. И делили одежды Его, бросая жребий.

44 Было же около шестого часа дня, и сделалась тьма по всей земле до часа девятого:

45 и померкло солнце, и завеса в храме раздралась по средине.

46 Иисус, возгласив громким голосом, сказал: Отче! в руки Твои предаю дух Мой. И, сие сказав, испустил дух.

47 Сотник же, видев происходившее, прославил Бога и сказал: истинно человек этот был праведник.

48 И весь народ, сшедшийся на сие зрелище, видя происходившее, возвращался, бия себя в грудь.

49 Все же, знавшие Его, и женщины, следовавшие за Ним из Галилеи, стояли вдали и смотрели на это.

50 Тогда некто, именем Иосиф, член совета, человек добрый и правдивый,

51 не участвовавший в совете и в деле их; из Аримафеи, города Иудейского, ожидавший также Царствия Божия,

52 пришел к Пилату и просил тела Иисусова;

53 и, сняв его, обвил плащаницею и положил его в гробе, высеченном в скале, где еще никто не был положен.

54 День тот был пятница, и наступала суббота.

55 Последовали также и женщины, пришедшие с Иисусом из Галилеи, и смотрели гроб, и как полагалось тело Его;

56 возвратившись же, приготовили благовония и масти; и в субботу остались в покое по заповеди.

Все те, кто живёт в южных регионах нашей страны, прекрасно знают, как порой бывает невыносима продолжительная жара. Марево изматывает. Зной высасывает силы. Томится и природа, и человек. От засухи всё вокруг погружается в какое-то ленивое оцепенение. Очертания предметов становятся зыбкими, призрачными, словно озёрный мираж на горячем асфальте. Полудрёма, полуявь. А потому грозовые облака — всегда предвестник избавления. И даже навалившаяся перед бурей духота переносится как-то весело. И вот небо с грохотом падает на землю и напитывает её влагой. После шторма воздух становится прохладный, прозрачный, а контуры этого мира проступают чётко и ясно. Вся неопределённость исчезает. Всё оказывается на своих местах.

Так порой происходит и с нами. Ведь нередко мы также томимся от неопределённости и двусмысленностей в отношениях с людьми, самими собой и Богом. Но поменять ничего не в силах. Словно сидим внутри мыльного пузыря. Его поверхность гладкая и ровная. Ни одной шероховатости. Вот только воздух свежий не поступает. Духота и дурман. Мы потихоньку умираем от удушья. Но, опьянённые этим состоянием, уверены, что всё в порядке. Для того, чтобы этот пузырь лопнул, необходим кризис. С греческого языка это слово переводится как «суд».

Вернёмся к прозвучавшему отрывку. На первый взгляд кажется, что это люди судят Бога. На самом деле, всё ровным счётом наоборот. Это Бог судит людей. Христос самим Своим присутствием вынуждает их определиться. Внести ясность в свою жизнь, свои отношения с людьми и Творцом. И они делают это. Иудеи выбирают не Мессию, но разбойника. Пилат восстанавливает отношения с Иродом. Иосиф Аримафейский перестаёт скрывать то, что он ученик Христов. Наверное, далеко не случайно, что в момент распятия происходит затмение, землетрясение и буря. Это не только возмущение природы по поводу убийства Бога. Это ещё и символ сделанного выбора.

Поэтому не стоит бегать от стихии. Не стоит бояться кризиса. Он нам жизненно необходим. Ведь если не будет в нашей судьбе болезненных сломов, через какую ещё лазейку в неё проникнет Бог? Как сделать ясным наше сердце, чтобы мы, наконец-то, начали дышать свежим, прохладным воздухом?


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!