Евангелие дня - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Евангелие от Луки, Глава 18, стихи 10-14

Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Антоний Борисов
Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Стефан Домусчи
Евангелие от Луки, Глава 18
Читать далее
Читает и комментирует священник Антоний Борисов

Французский писатель Виктор Гюго однажды заметил: «Презрение — это пощёчина на расстоянии». Действительно, когда мы ощущаем презрительное к себе отношение, внутри себя мы испытываем страдание, вполне сравнимое с хлёстким ударом по лицу. О презрении речь, в частности, идёт в отрывке из 18-й главы Евангелия от Луки, который читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.

Глава 18.

10 два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь.

11 Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь:

12 пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю.

13 Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!

14 Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится.

В понимании православного христианства презрение есть, прежде всего, проявление гордости. Ведь как иначе можно объяснить, почему один человек начинает испытывать неприятие к другому? Или даже хуже — отказывает через презрение ближнему в самой возможности считаться человеком. Уточню. Речь идёт не о неприятии конкретных поступков, а о неприязненном отношении именно к человеку. Причина подобного поведения заключается в том, что тот, кто начал осуждать и презирать ближнего, поставил себя выше. Посчитал себя лучше и совершеннее. А ещё и изжил в своём сердце какое-либо участие, милосердие и, к сожалению, любовь.

Но вот какая важная вещь постоянно подчёркивается и евангельским повествованием, и церковной традицией Православия. Человек, вне зависимости от того, что он сотворил со своей жизнью, как он исказил себя, по-прежнему остаётся творением Божиим. И получается, если ты презираешь ближнего, — ты презираешь и его Создателя. Это, во-первых. А во-вторых, в тот самый миг, когда мы дерзаем судить и испытывать презрение к окружающим, мы оказываемся в ловушке. Ведь ровно то, в чём так хочется укорить окружающих, обязательно и неминуемо станет и твоим недостатком. Таков закон духовной жизни. Или, выражаясь словами Евангелия: «Какой мерой отмеряете другим, такой будет отмеряно и вам».

А ещё презрение лишает нас здорового спокойствия. Мы в глубине души прекрасно понимаем, что унижая и оскорбляя, мы обрекаем себя на то, чтобы в будущем самим оказаться в состоянии униженных и отверженных, лишённых любви и уважения. За доказательствами далеко ходить не нужно. Мы только что слышали многим известную притчу Христа о мытаре (сборщике налогов) и фарисее, то есть — представителе религиозной элиты древнего Израиля.

Персонажи поучительной истории Спасителя приходят в Иерусалимский храм помолиться. Но делают это по-разному. Фарисей (не без оснований) обращается к Богу спокойно, уверенно. Он старался соблюдать заповеди, а потому совесть его молчит, никаких укоров не предъявляет. Мытарь же, добровольный пособник римских оккупантов, собирающий подати в пользу политического режима захватчиков, смиренно повторяет всего лишь одну фразу: «Боже! будь милостив ко мне грешнику!»

И что мы видим? Обе молитвы Господь слышит. Но первая (фарисейская) вдруг утрачивает какую-либо спасительную, оправдывающую силу ровно в тот момент, когда фарисей выражает презрение к мытарю. До того молитва знатока ветхозаветной религии, пусть и горделивая, Богом не отвергалась. Но как только из уст фарисея прозвучали слова презрения, всё хорошее, что он совершил, превратилось в ничто. А вот грешный, но смиренный мытарь ушёл из храма, как говорит текст Писания, более оправданным. Потому что ни над кем не превозносился и почитал за огромное счастье, что его, грешника, вообще пустили в храм, дали возможность обратиться к Богу с молитвой.

Чему учит нас прозвучавшая притча? В первую очередь мы должны обратить внимание на то, кто эту поучительную историю рассказывает. Это Христос. И смысл духовной жизни в православном понимании состоит в уподоблении Спасителю. А Сын Божий призвал нас быть милосердными и любящими. А ещё и мудрыми. То есть теми, кто способен отделить человека от его ошибок. Во всяком случае, Спаситель никогда к грешникам не испытывал презрения. Он и во время земного служения, и сейчас любит каждого человека, желает для него только лучшего — спасения души. И Христос с помощью — когда воодушевления и поощрения, когда крепкого вразумления, старается вести нас в нужном направлении. И единственное, что может нас отделить от любви Сына Божьего, это презрение, основанное на гордости. Потому что Бог гордым противиться, а смиренным подаёт благодать.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Читать далее
Читает и комментирует священник Стефан Домусчи

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами священник Стефан Домусчи. В истории известны многочисленные попытки разделить людей на типы, классы, разряды... Есть они, конечно, и в религиозной сфере. И речь не столько про формальное разделение на верующих и неверующих или разделение на конфессии, которое, конечно, вполне обоснованно и очевидно. Сам характер взаимоотношений с Богом может быт различным, что определит путь всей духовной жизни человека. Пример подобного разделения мы можем увидеть в притче, которая звучит в отрывке из 18-й главы Евангелия от Луки. Этот отрывок звучит сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.

Глава 18.

10 два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь.

11 Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь:

12 пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю.

13 Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!

14 Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится.

Каждый из нас рождается в своё время, в своей стране, в своей культурной или национальной традиции. Никто подобных вещей не выбирает и выбрать не может. Обстоятельства просто даны нам. При этом может показаться, что мировоззрение тоже нам просто дано, ведь его вкладывают в нас родители, школа и общество в целом. Конечно, во многом это верно, но всё же есть сферы, в которых мы решаем сами. Отношения с Богом — одна из них. И речь не столько о религиозности, ведь её могут привить нам родители. Речь в первую очередь о восприятии Бога и понимании своего места в общении с Ним. Кажется, вариантов бесконечно много, но на самом деле их всего два: либо Бог в центре, либо я сам. Из этих позиций рождается всё остальное — вся праведность и все пороки.

На первый взгляд сегодняшнее чтение рассказывает про превозношение одного человека над другим. Фарисей выглядит вполне благочестивым, хотя и несколько наивным, так самоуверенно сверху вниз рассуждая о мытаре. Мытарь только молится и просит о милости. Но что стоит за этими просьбами? Какое отношение к Богу? Главное, что отличает фарисея, — он относится к себе всерьёз и воспринимает Бога как помощника в благочестивой жизни. Да, он благодарит Творца за свои достижения, но воспринимает их как свои. Он может быть сколько угодно почтителен в словах, обращённых к Богу, но в реальности сам для себя является центром жизни, всё остальное для него вторично. Именно поэтому он считает для себя возможным так относится к грешникам и даже к мытарю, которого видит в храме. Мытарь, напротив, осознал, что без Бога он не способен ни к чему, он даже не пытается себя выгородить, не вспоминает ничего из того, что сделал... Не говорит о своих заслугах, но только просит Бога о милости. Он знает, что не справился, что ему нечем хвалиться и видит своё единственное спасение в Боге.

Казалось бы, какое это имеет отношение к превозношению? Однако в том-то и дело, что правильные отношения с Богом позволяют нам правильно посмотреть на человека. И, напротив, если я воспринимаю себя в качестве центра, все остальные — Бог и любой ближний оказываются менее значимы, они существуют для меня только в той мере, в которой нужны мне. В глубине своей самости я всё равно оказываюсь одинок.

Спаситель говорит, что мытарь пошёл домой более оправданным, чем фарисей. Под оправданием в данном случае можно понимать духовное здоровье или восстановление связи с Богом. Мы не знаем, насколько мытарь сумел изменить свою жизнь, но одно ясно точно: он сумел начать этот путь, потому что не стал думать о себе много, но обратился к Господу. В преддверии поста каждому из нас стоит поступить так же.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Читать далее
Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!
09.02.2025воскресенье
Слушать на мобильном

Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.

Слушайте подкасты в iTunes и Яндекс.Музыка, а также смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.

Мы в соцсетях
ОКВКТвиттерТГ