Евангелие дня - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Евангелие от Луки, Глава 17, стихи 3-10

Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Дмитрий Барицкий
Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Дмитрий Барицкий
Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Дмитрий Барицкий
Евангелие от Луки, Глава 17
Читать далее
Читает и комментирует священник Дмитрий Барицкий

Как научиться избегать сложных разговоров, конфликтов и всяческих ситуаций, в которых нам приходится выяснять отношения? Ответ на этот вопрос находится в отрывке из 17-й главы Евангелия от Луки, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.

Глава 17.

03 Наблюдайте за собою. Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему;

04 и если семь раз в день согрешит против тебя и семь раз в день обратится, и скажет: каюсь,- прости ему.

05 И сказали Апостолы Господу: умножь в нас веру.

06 Господь сказал: если бы вы имели веру с зерно горчичное и сказали смоковнице сей: исторгнись и пересадись в море, то она послушалась бы вас.

07 Кто из вас, имея раба пашущего или пасущего, по возвращении его с поля, скажет ему: пойди скорее, садись за стол?

08 Напротив, не скажет ли ему: приготовь мне поужинать и, подпоясавшись, служи мне, пока буду есть и пить, и потом ешь и пей сам?

09 Станет ли он благодарить раба сего за то, что он исполнил приказание? Не думаю.

10 Так и вы, когда исполните всё повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать.

Когда князь Владимир принял Крещение сам и крестил Русь, он радикально изменил свою жизнь. В прошлом жестокий язычник, отличавшийся распутным и буйным нравом, он стал очень внимателен к себе. Во всех своих делах князь стал сверять свою совесть с Евангелием. Он боялся согрешить перед Богом даже в мелочах. Одним словом, с какой энергией раньше грешил, с такой начал идти по пути спасения и воплощать в своей жизни христианский идеал милосердия, кротости и снисхождения.

Владимир так преуспел в этом деле, что миловал даже тяжких преступников. Он перестал выносить смертные приговоры, боясь прогневать Творца. Разбои, грабежи, убийства повсеместно усилились. Тогда к нему обратились сами епископы и объяснили, что будь он простым человеком, такой образ жизни был бы только во благо ему и окружающим. Но он князь. Большой начальник, от решений и действий которого в буквальном смысле зависят жизни людей и порядок в государстве. А потому на нём лежит бремя долга. Однако теперь, с принятием христианства, у него есть возможность вершить суд с рассуждением, а не под влиянием эмоций и настроения. Князь прислушался. Жизнь на Руси наладилась.

Этот факт нашей истории — замечательная иллюстрация того, что нередко происходит с нами. Зачастую мы склонны всячески обходить стороной ситуации, которые в нашем восприятии ассоциируются с конфликтом. В нашем восприятии христианство и конфликт — это две несовместимые вещи. Если кто-то нанёс нам ущерб, нам кажется, что лучше стерпеть и промолчать. И это часто мы называем кротостью и смирением. На самом же деле, зачастую мы просто боимся, что если выскажем свои претензии, то всё обязательно закончится скандалом, взаимными обвинениями, перебранкой и даже местью.

Скорее всего, с нами происходит то же самое, что и с великим князем. Опыт грубой языческой жизни заставлял его избегать крайних мер во время суда. Ведь суд ассоциировался у него с жестокостью и кровожадностью. До поры он не подозревал, что Бог способен преобразить и эту область его жизни. Вот и мы так же. Избегаем выяснять отношения, потому что просто не знаем, как это делать по-новому. И точно так, как в древнерусском государстве росла преступность, у нас внутри растут недовольство, злоба и неприязнь. Страдаем мы сами и наши отношения с окружающими. И простить человеку по этой же причине не можем. Даже если он просит о прощении. Не верим. Подозреваем. Видим подвох. Потому что сами не привыкли в отношениях расставлять точки над «и».

Господь сегодня говорит, что конфликт — это нормально: «если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему». Но для того, чтобы сложный и неприятный разговор протекал правильно, необходимо приглашать в эту непростую ситуацию Бога. Доверить Ему это дело. Более того, умение выговорить напрямую связано со способностью простить. И Сам Господь показывает пример. Когда в Страстную Пятницу во дворе первосвященника слуга бьёт Его по щеке, Он, не смутившись выговаривает ему: «если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьёшь Меня». Когда иудейские начальники издеваются над Его страданиями на кресте, Он от сердца молится Богу: «Отец, прости им, не ведают бо, что творят!» Всё это говорится с любовью и состраданием.

Способность так «прозрачно» вести себя с людьми должна стать для нас привычным делом. Настолько привычным, что мы даже не должны ставить себе этого в заслугу и обращать на это внимание. Об этом и говорит Господь дальше. После каждого случая, когда нам с доверием Творцу удалось спокойно решить проблему со своим недругом, мы могли бы сказать себе: «мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что́ должны были сделать». И если будем этот навык в себе воспитывать, те разговоры и ситуации, которые мы раньше обходили стороной, считали их неразрешимыми, станут той точкой, через которую благодать будет вливаться в нашу жизнь и менять её к лучшему.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Читать далее
Читает и комментирует священник Дмитрий Барицкий

Как вести себя с теми людьми, которые доставили мне всяческие неприятности или даже обидели меня? Ответ на этот вопрос содержится в отрывке из 17-й главы Евангелия от Луки, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.

Глава 17.

03 Наблюдайте за собою. Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему;

04 и если семь раз в день согрешит против тебя и семь раз в день обратится, и скажет: каюсь,- прости ему.

05 И сказали Апостолы Господу: умножь в нас веру.

06 Господь сказал: если бы вы имели веру с зерно горчичное и сказали смоковнице сей: исторгнись и пересадись в море, то она послушалась бы вас.

07 Кто из вас, имея раба пашущего или пасущего, по возвращении его с поля, скажет ему: пойди скорее, садись за стол?

08 Напротив, не скажет ли ему: приготовь мне поужинать и, подпоясавшись, служи мне, пока буду есть и пить, и потом ешь и пей сам?

09 Станет ли он благодарить раба сего за то, что он исполнил приказание? Не думаю.

10 Так и вы, когда исполните всё повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать.

Человек, который учится водить автомобиль, тратит много времени на то, чтобы выполнить один элементарный манёвр. Если ему нужно тронуться или остановиться, он поэтапно прокручивает в своём уме всю последовательность действий: пристегнуться, повернуть ключ зажигания, включить поворотник, выжать сцепление, переключить скорость, отпуская педаль сцепления, поддать газу. Однако постепенно он приобретает опыт и начинает выполнять многие действия на автоматизме, машинально. Водитель со стажем или же профессионал не задумывается, как именно он должен совершить стандартные операции. Он выполняет их рефлекторно. Механика вождения стала рабочей частью его ума. Более того, у него не возникает мысли нахваливать себя за то, что он совершает эту работу. Он не обижается, когда кто-то не одарил его комплиментом за то, что он плавно трогается, останавливается или совершает обгон.

Вот до такого же автоматизма Господь предлагает нам довести свою способность общения с людьми. Особенно в кризисных ситуациях. Если у тебя есть какая-то претензия к человеку, не надо держать это в себе. Ведь так я буду себя подогревать. А кипящий котел, у которого нет клапана спуска давления, однажды взрывается. С другой стороны, нельзя подавлять своё возмущение и делать вид, что ничего не произошло. Да, из своего сознания я могу вытеснить обиду. Я могу даже видимым образом о ней забыть. Но вся эта энергия возмущения уйдёт в моё сердце и будет разъедать меня изнутри. Пока в один прекрасный момент этот токсичный бульон не начнёт выливаться на головы окружающим. Причём, казалось бы, на ровном месте. Поэтому Господь и говорит: лучше сразу расставить все точки над i. Проговорить с ближним свои претензии.

Точно так Христос призывает вести себя в том случае, если человек просит прощения за свой проступок. Моя задача отпустить ему. Даже если это происходит не в первый раз. Такое прощение нужно не человеку. Оно нужно мне. Ведь в противном случае я буду носить эту занозу в своём сердце. Обиду нанесли в юности, а обидчики всё ещё живут во мне, как скелеты в шкафу. А моя задача иметь сердце чистым и свободным. Чтобы при виде супостата оно оставалось спокойным и невозмутимым.

Итак, Христос призывает нас не обременять себя обидами и претензиями. Не таскать в своей душе лишний груз. А для этого необходимо сформировать навык наблюдения за своим внутренним миром. Я должен постоянно отслеживать, что происходит у меня на сердце. Я должен научиться распознавать свои мысли и чувства. Видеть мотивацию своих слов и поступков. Поэтому и говорит Спаситель в начале отрывка: «наблюдайте за собой». Замечайте, где тянет.

Важно понимать ещё одну вещь. У меня нет сил, чтобы спокойно говорить с человеком о той боли, которую он мне причинил. У меня нет сил, чтобы раз за разом отпускать ему прегрешения и начинать всё с чистого листа. А потому в этой работе, которую мы себя приучаем вести каждый день, необходима поддержка свыше. Потому Господь и говорит о вере. Нам необходима поддержка Церкви с её таинствами. Именно в них мы получаем силу, которая позволяет нам спокойно говорить о своих претензиях с обидчиками и от сердца отпускать им прегрешения. Это и есть сила веры.

Наконец, последнее и не менее важное. Не стоит думать, что этот навык общения с людьми — что-то сверхъестественное и доступное лишь святым. Не случайно Господь говорит: «когда исполните всё повеленное говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать». Речь идёт об элементарной гигиене общения, о технических моментах, о самых первых подступах к духовной жизни. Если у нас будет желание и готовность, мы, с помощью Бога, можем развить в себе такой навык. И тогда эту заповедь Христа будем исполнять так же естественно и непринуждённо, как опытный водитель водит свой автомобиль.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Читать далее
Читает и комментирует священник Дмитрий Барицкий

Почему в Евангелии так часто звучат слова Иисуса Христа о прощении? Какое отношение прощение имеет к вере в Бога? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 17-й главы Евангелия от Луки, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.

Глава 17.

03 Наблюдайте за собою. Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему;

04 и если семь раз в день согрешит против тебя и семь раз в день обратится, и скажет: каюсь,- прости ему.

05 И сказали Апостолы Господу: умножь в нас веру.

06 Господь сказал: если бы вы имели веру с зерно горчичное и сказали смоковнице сей: исторгнись и пересадись в море, то она послушалась бы вас.

07 Кто из вас, имея раба пашущего или пасущего, по возвращении его с поля, скажет ему: пойди скорее, садись за стол?

08 Напротив, не скажет ли ему: приготовь мне поужинать и, подпоясавшись, служи мне, пока буду есть и пить, и потом ешь и пей сам?

09 Станет ли он благодарить раба сего за то, что он исполнил приказание? Не думаю.

10 Так и вы, когда исполните всё повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать.

Только что прозвучавший отрывок начинается со слов Христа о прощении. Даже если человек регулярно совершает против нас грех, но потом признает свою неправоту, необходимо его простить. Простить, то есть дать ещё один шанс. Начать отношения с чистого листа. Будто ничего и не было. Ведь всякому свойственно ошибаться. Причем не единожды.

Ученики понимают тяжесть этой задачи. Ведь легко сказать: «прощаю». Это язык говорит. Но зачастую тяжёлый осадок в сердце всё же остаётся. Копится обида. Её всё больше и больше. И вот в один момент, после того как семь раз мне наступили на любимую мозоль, этой обиды столько, что при виде обидчика на языке одна желчь. Пусть хоть в лепёшку разобьётся передо мной, видеть его не могу. Как же научиться не только говорить «прощаю», но и отпускать обиду сердцем? Апостолы сами находят ответ. Именно поэтому они просят Христа умножить в них веру. Какая же связь между верой и прощением?

Давайте разберёмся, что такое обида? В большинстве случаев обида — это наши неоправданные ожидания. Я-то думал, когда женился, что она мне будет каждый день завтраки в постель подавать, а она даже яичницу не умеет жарить. Я-то думала, когда выходила замуж, что он два раза в год меня на Мальдивы вывозить будет, а у него зарплаты даже на то, чтобы обои поклеить на кухне, не хватает. Откуда эти претензии? От ожиданий, которые во мне живут. Ведь я великий архитектор. В своей голове я спроектировал целый мир. Люди, вещи, события живут в нём по моим правилам. Даже Бог в этом мире играет свою роль. Важную, но второстепенную. Он мой покровитель, помощник и защитник. Но на самом же деле это мой фестиваль. И когда что-то идёт не по моему сценарию, начинает копиться недовольство. Прощу один раз, второй, на третий подумаю, на четвёртый взорвусь.

В чём же моя ошибка? Я не учитываю того, что каждый человек, которого я встречаю на своем пути, такой же выдающийся архитектор, как и я. У него в голове точно такой же гениальный план, как всё должно быть. Обида происходит тогда, когда два таких гения, два таких самозванных божка сталкиваются в одной точке. Начинается война. Но, пожалуй, самое главное, я забываю, что у нашего мира уже есть Бог, и это не я.

А потому апостолы и просят: умножь в нас веру. То есть дай не только умом, но и всем своим существом осознать, что Бог это только Ты. Что мир, в котором я живу — Твой мир. Ты им управляешь, не я. Все здесь происходит по Твоему мне неведомому Промыслу, а не так, как я хочу. И люди, которые меня окружают, — такие же Твои дети, как и я. Как и я, они не схемы, не трафареты. Они живые, непредсказуемые, нестабильные, подвижные. И в каждый момент они могут выкинуть что-то неожиданное. Нарушить мои ожидания. И я должен научиться не ждать от них того, что хочется мне. Отпускать их жить своей жизнью. Отдавать их Богу.

Всё, что от меня требуется — быть сосредоточенным на Тебе, Боже, как раб и слуга сосредоточен на хозяине. Искать во всём Твою волю. Исполнять по отношению к тем, кто меня окружает, Евангелие. Стараться быть полезным всякому, кто встречается на моем пути. Покрывать его милостью и любовью. И не ожидать за это ничего взамен. Потому что вся моя награда — это Ты, Господи. И вся моя жизнь — это служение Тебе. И это служение наполняет моё сердце такой благодатью веры и прощения, что его покидают всякие обиды. Даже самые тяжёлые и застарелые, похожие на крутые и неприступные горы.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Читать далее
Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!
01.02.2025суббота
Слушать на мобильном

Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.

Слушайте подкасты в iTunes и Яндекс.Музыка, а также смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.

Мы в соцсетях
ОКВКТвиттерТГ