Настоящая религиозность, какая она и с чего начинается? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 11-й главы Евангелия от Марка, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Смоковница — это дерево инжира или как его ещё называют, фиговое дерево. Это растение, которое, когда наступает период покоя, приостанавливает рост и сбрасывает листья. В конце зимы на ещё голых веточках образуются первые плодовые почки. Листья распускаются позже. Это происходит одновременно с созреванием первых плодов. Смоковница, которая имеет пышную крону, должна скрывать под ней зрелые, сочные ягоды.
Но то растение, о котором упоминается сегодня, было обманкой. Листья есть, плодов нет. Возможно, это дерево было слишком молодым. Оно ещё не созрело для того, чтобы произвести потомство. Обыкновенно плодоношение начинается на второй, третий год. Бывает, что некоторые смоковницы не плодоносят пока им не исполнится шесть лет. Возможно, это был слишком засушливый год и за деревом никто не ухаживал. А потому оно не получило достаточного количество влаги, чтобы иметь силы продолжать род. Одним словом, были естественные причины этого дефекта.
Посмотрите, что делает Христос. Он использует эту аномалию для того, чтобы преподать ученикам урок. Смоковница превращается в символ Израильского народа. Дерево инжира, покрытое пышной листвой, сигнализирует путнику о том, что здесь он может укрыться от солнца и утолить голод. Так и Израиль был покрыт пышной кроной религиозных обрядов, обычаев и законов. Всё это обещало каждому, кто становился участником ветхозаветной Церкви, что именно здесь он сможет найти то, что насытит его сердце, утолит его духовный голод и жажду.
Однако по факту, о настоящей духовной жизни никто особо не заботился. Всё, что человек получал, — это огромное количество формальных правил и предписаний, которые обременяли его душу и сушили сердце. Традиция подлинного богопочитания угасала. Яркой иллюстрацией этого духовного запустения становится происходящее в Иерусалимском храме. Здесь лишь изображали подлинную веру. Играли в религию. На самом же деле на первом месте у людей были деньги и корыстные амбиции. Проклиная дерево, Господь наглядно дает понять ученикам, к чему приводит такое лицедейство.
Подобно бесплодной смоковнице, мы склонны к тому, чтобы скрывать свои недостатки и аномалии пышной листвой. И так же, как у больного дерева, у каждого из нас найдётся десяток вполне естественных причин, по которым мы это делаем. Порой мы просто вынуждены принимать вид, что не так уж всё и плохо. Собственно, вся наша культура и существует ради того, чтобы скрыть эту нашу наготу. Однако для религиозной жизни это может закончиться трагедией. Нет ничего печальнее, чем подмена подлинных отношений с Богом, привычкой следовать культурной норме. Глубинную потребность в живительном источнике смысла фиговым листочком прикрыть не получится. Душа не успокаивается, если мы просто изображаем религиозность. Живительная связь с Творцом начинается именно с наготы. С того, что мы учимся видеть себя такими, какие мы есть на самом деле. Без Бога и Его живительной благодати. Это побуждает человека жить по Евангелию. Это подталкивает его к исполнению воли Творца и заботе о людях. И пусть в нас всё ещё остаются недостатки. Если своё внимание мы направляем на это высокое служение, Господь Сам решает, что с ними делать. Избавить нас от них или использовать другим в назидание, как он использовал бесплодное дерево в назидание апостолам.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далееКак познать волю Божию о самом себе? Ответ на этот вопрос содержится в отрывке из 11-й главы Евангелия от Марка, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Первая ситуация сегодняшнего евангельского чтения связана со смоковницей — деревом, на котором растёт инжир. Сочные, вкусные плоды. Большие, мясистые ягоды. Смоковница — это дерево с пышной кроной. В знойной Палестине каждая смоковница — это маленький оазис. Спрятался в тени от палящего солнца и наслаждаешься вкусом чудесных фруктов. Но, конечно, только в определённое время года. Лишь тогда, когда смоковница плодоносит. Христос подошёл к дереву, когда на нём ещё не было урожая. Не было по естественным причинам. Не время. И, тем не менее, Господь будто возмущён. Он наказывает дерево, словно обижается на него. Смоковница засыхает.
Вторая ситуация разворачивается в Иерусалимском храме. Это единственное место, где иудеи приносят жертвы Богу. Люди приходят в храм со всей Палестины и даже из-за границы. У многих паломников не было возможности везти с собой жертвенное животное издалека. Но можно купить здесь. Прямо в притворе храма. Удобно. Но, очевидно, что за удобство необходимо платить в двукратном размере. И явно, кто-то на этом наживается.
Обе ситуации первоначально вызывают недоумение. Христос обыкновенно удаляется от всякого рода конфликтов. Да и людей Он зачастую призывает быть выше всяческих тяжб, споров и обвинений. Лучше проявить кротость духа, где-то даже уступить и не воевать. По той простой причине, что вряд ли что-то кому докажешь. А здесь Он Сам становится причиной возмущения. Так и хочется спросить: «Господи, что и кому Ты хочешь объяснить? Ты же прекрасно знаешь, что Твои действия только озлобят иудеев? Итак, зачем проклинаешь ни в чём не повинное дерево? Зачем подливаешь масло в огонь и раззадориваешь Своих врагов? Ведь они и так ищут повод».
Христос — Бог. Он всё знает. Всё понимает. А потому на дерево Он не обижается. Никаких пустых иллюзий, что вдруг случится чудо, и денежные махинации в храме прекратятся, Он не строит. Спаситель совершает эти странные действия с другой целью. Это пророчества. Но пророчества не словами, а поступками. Такой способ использовали древние еврейские пророки, когда хотели открыть людям волю Бога. Они не объясняли, они показывали. Вот и Христос показывает евреям простую вещь: ваша духовная жизнь — просто бесплодная смоковница. Листья есть, ягод нет. Несмотря на красивый ритуал, центр вашей религиозной жизни — просто доходная точка. Христос обличает своими действиями не факт торговли в храме. Он указывает на общее состояние верующих. Их вера перестала быть живой и действенной.
Важный урок содержится в этом отрывке и для нас. Писание говорит, что святым людям воля Божия нередко открывается напрямую. Господь посылает ангела или даёт видение. С нами Он обычно общается немного иначе — посредством событий или окружающих людей. Наша задача приучить себя к мысли, что ничто в нашей жизни не происходит случайно. Всё имеет высокий смысл. Но увидеть этот смысл можно лишь в одном случае: когда наша вера будет живая. Когда моё сердце и мой ум перестанут напоминать рыночную площадь, где все мысли только об одном, как бы не продешевить, не потерять своего и продать себя подороже. Когда вместо торгов в душе будет совершаться богослужение. То есть все свои мысли, чувства, слова и поступки я буду непрестанно сверять с Евангелием Христовым и проводить каждый день так, будто я служитель Божий и верный исполнитель Его воли.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далее
священник Дмитрий Барицкий