Евангелие дня - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Евангелие от Луки, Глава 3, стихи 1-18

Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Стефан Домусчи
Выбор комментатора
Читает и комментирует
протоиерей Павел Великанов
Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Антоний Борисов.
Евангелие от Луки, Глава 3
Читать далее
Читает и комментирует священник Стефан Домусчи

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Для любого человека знакомого с христианством не секрет, что жизнь верующих предполагает постоянный подвиг, связанный с разного рода самоограничениями. Задумываясь о смысле подобных вещей, многие из нас задаются вопросом, как этот акцент на внутреннем делании соотносится с заповедью о любви к людям, с жизнью христиан в обществе. Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из третьей главы Евангелия от Луки, который звучит сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.

Глава 3.

01 В пятнадцатый же год правления Тиверия кесаря, когда Понтий Пилат начальствовал в Иудее, Ирод был четвертовластником в Галилее, Филипп, брат его, четвертовластником в Итурее и Трахонитской области, а Лисаний четвертовластником в Авилинее,

02 при первосвященниках Анне и Каиафе, был глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии, в пустыне.

03 И он проходил по всей окрестной стране Иорданской, проповедуя крещение покаяния для прощения грехов,

04 как написано в книге слов пророка Исаии, который говорит: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему;

05 всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими;

06 и узрит всякая плоть спасение Божие.

07 Иоанн приходившему креститься от него народу говорил: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева?

08 Сотворите же достойные плоды покаяния и не думайте говорить в себе: отец у нас Авраам, ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму.

09 Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь.

10 И спрашивал его народ: что же нам делать?

11 Он сказал им в ответ: у кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же.

12 Пришли и мытари креститься, и сказали ему: учитель! что нам делать?

13 Он отвечал им: ничего не требуйте более определенного вам.

14 Спрашивали его также и воины: а нам что делать? И сказал им: никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем.

15 Когда же народ был в ожидании, и все помышляли в сердцах своих об Иоанне, не Христос ли он,-

16 Иоанн всем отвечал: я крещу вас водою, но идёт Сильнейший меня, у Которого я недостоин развязать ремень обуви; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем.

17 Лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу в житницу Свою, а солому сожжет огнем неугасимым.

18 Многое и другое благовествовал он народу, поучая его.

Большая часть религиозной жизни представляется нам частным делом верующего человека. Например, дома он может поститься и молиться, но в обычной жизни этого никак не проявлять. Более того, считать это глубоко личным делом, которое никого не касается. Отчасти, это можно связать с привычкой, которая развилась в годы гонений, отчасти с некоторым индивидуализмом, который свойственен многим людям, считающим спасение — частным делом.

В сегодняшнем евангельском чтении мы слышим историю великого пророка и крестителя Христова Иоанна, который большую часть своей жизни провёл в пустыне. Внешне эта жизнь была похожа на жизнь любого другого отшельника, который уединялся для того, чтобы в тишине кельи или пещеры думать о Боге, молиться, постигать тайны духовной жизни. Но по вдохновению от Бога он идёт по всей Иудее и проповедует грядущего Мессию. Сам Иоанн — праведник, и он призывает к праведности других людей. И надо сказать, что люди, увидевшие в его проповеди не просто пустой призыв, не обличительный пафос, но искреннюю любовь и желание поспособствовать плодотворной встрече с грядущим Христом, на его проповедь откликнулись.

Из жизни Предтечи мы видим, что те духовные силы, которые он стяжал на пути внутреннего делания, оказались нужны ему не только для того, чтобы лично встретить Христа, но и для того, чтобы помочь в этом окружающим людям. Конечно, большинство из нас не живёт в пустыне, не питается саранчой или диким мёдом, не носит суровой одежды. Но всё же в той или иной степени мы совершаем внутренний подвиг и призваны задумываться о его подлинном смысле. На этом пути нам важно избежать искушения понять всё, что мы делаем, как дело только личного спасения, потому что у христианина никакое дело не может быть только личным. Всё, что мы делаем, явно оно или сокрыто от чужих глаз, влияет на наши отношения с людьми, делами, словами, реакциями мы показываем другим пример и можем увлечь их за собой. Падая, способствуем их падению, возрастая духовно, вместе с ними восходим по пути совершенства.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Читать далее
протоиерей Павел ВеликановЧитает и комментирует протоиерей Павел Великанов

Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Задумывались ли вы, дорогие друзья, что крещение может быть очень разным? Не в том смысле, что разное у православных, католиков и протестантов, а что крещение как особое ритуальное действие может быть и не связано со Христом? Чтобы разобраться в этом вопросе, давайте послушаем отрывок из 3-й главы Евангелия от Луки, который сегодня читается в храмах во время богослужения.

Глава 3.

01 В пятнадцатый же год правления Тиверия кесаря, когда Понтий Пилат начальствовал в Иудее, Ирод был четвертовластником в Галилее, Филипп, брат его, четвертовластником в Итурее и Трахонитской области, а Лисаний четвертовластником в Авилинее,

02 при первосвященниках Анне и Каиафе, был глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии, в пустыне.

03 И он проходил по всей окрестной стране Иорданской, проповедуя крещение покаяния для прощения грехов,

04 как написано в книге слов пророка Исаии, который говорит: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему;

05 всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими;

06 и узрит всякая плоть спасение Божие.

07 Иоанн приходившему креститься от него народу говорил: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева?

08 Сотворите же достойные плоды покаяния и не думайте говорить в себе: отец у нас Авраам, ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму.

09 Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь.

10 И спрашивал его народ: что же нам делать?

11 Он сказал им в ответ: у кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же.

12 Пришли и мытари креститься, и сказали ему: учитель! что нам делать?

13 Он отвечал им: ничего не требуйте более определенного вам.

14 Спрашивали его также и воины: а нам что делать? И сказал им: никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем.

15 Когда же народ был в ожидании, и все помышляли в сердцах своих об Иоанне, не Христос ли он,-

16 Иоанн всем отвечал: я крещу вас водою, но идёт Сильнейший меня, у Которого я недостоин развязать ремень обуви; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем.

17 Лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу в житницу Свою, а солому сожжет огнем неугасимым.

18 Многое и другое благовествовал он народу, поучая его.

Итак, перед нами Евангелист Лука подробно описывает, что собой представляло «Иоанново Крещение»: это был обряд, вполне традиционный и понятный современникам Христа. Погружение в воду с целью смытия, снятия не только физической, но и духовной, невидимой нечистоты, один из древнейших ритуалов, он в той или иной мере присутствует практически в любой религии. Крупнейший религиовед 20-го века Мирча Элиаде так объясняет особую значимость воды для религиозного очищения: «в воде всё "растворяется", всякая "форма" разрушается, всякое прошлое упраздняется; ничто из того, что прежде существовало, не сохраняется после погружения в воду, никакое очертание, никакой̆ "знак", никакое "событие". В человеческом плане погружение эквивалентно смерти, а в космическом — катастрофе, потопу, периодически растворяющему мир в водах первобытного Океана». Обратим внимание — «прошлое упраздняется», смываются любые отпечатки, следы грехов, проступков, нарушений заповедей и любая прочая душевная нечистота.

Но такое погружение, а само слово «крещение» и есть «погружение», само тоже является определённым знаком, мы слышим, что Иоанн крестит «в покаяние»: сам ритуал является своего рода «печатью» раскаяния, радикальной перемены образа мысли и жизни.

С точки зрения иудеев, любой грех тотчас подвергает человека опасности нелицеприятного Суда Божьего, который может произойти в любой момент. «Крещение покаяния», совершавшееся единократно, способно отвести карающий Суд Божий от грешника дав возможность начать всё сначала, с чистого листа. Именно этот смысл «обнуления» былого был очень понятен тем, кто приходил к Иоанну Крестителю: они хотели и были готовы, простите этот компьютерный образ, к полной перезагрузке своей жизни, с уничтожением накопившихся ошибок и прочего сопутствующего мусора. Из такого контекста становится понятным и кажущиеся поначалу странные вопросы от тех, кого крестил Иоанн, а что дальше? А что нам делать? А как теперь жить? В очень простых и главное, вполне реализуемых нравственных установках, Иоанн Креститель давал чёткие ориентиры, следуя которым люди обретали способность слышать и понимать то, о чём будет говорить грядущий Мессия — Христос Спаситель.

Иоанново крещение, в отличие от крещения во Христа, не избавляло от греховности как таковой, но расчищало пространство для веры в Иисуса и готовности принять Его как Мессию. Это и было исполнение пророчества Исаии о «подготовке пути Господу» и «исправлении дороги перед Ним». Если продолжить компьютерную аналогию, то «крещение покаяния» не уничтожало «вирусы греха», а всего лишь отправляло их «на карантин», в то время как крещение во Христа дочиста сносило всё то, что в любой момент могло просочиться из «карантина» и активизировать былой греховный образ жизни.

Читать далее
Читает и комментирует священник Антоний Борисов.

Не секрет, что самыми трудными в плане христианской проповеди являются такие страны, как Индия и Китай. Местные жители с большой неохотой принимают учение Спасителя, апеллируя к тому факту, что их религиозная традиция значительно древнее. Анализируя данную проблему, один известный богослов современности — Жан Даниелу — объяснил неудачи миссионеров в Индокитае так: «Мы учим местных жителей не Евангелию. Мы учим их быть европейцами».

Сегодняшнее евангельское чтение, в первую очередь, говорит нам об изначальной культурной универсальности христианства. Безусловно, учение Спасителя в качестве основания имеет под собой закон Моисея, но уже на самом раннем этапе истории Церкви стало понятно, что Евангелие при правильной подаче и объяснении может быть принято самыми разными людьми. В том числе — не имеющими никакого отношения к еврейской цивилизации.

В таком контексте и необходимо понимать прозвучавшие строки из Евангелия от Луки. Апостол сразу же обозначает причастность к миссии Христа всего человечества. В понимании той эпохи, естественно. Вот почему упоминается имя римского императора Тиверия, а также правителя Иудеи Понтия Пилата. Ведь именно с Римской империей ассоциировался на тот момент обитаемый мир. И не важно, что данное государство было языческим. Совсем скоро в городах и весях империи зазвучит проповедь Евангелия. И всё изменится!

Кому-то озвученная логика покажется несколько натянутой. Ведь миссия пророка Иоанна Крестителя, о котором тоже говорится в сегодняшнем чтении, была адресована исключительно иудеям. Но давайте внимательно посмотрим на ветхозаветную цитату, которую апостол Лука приводит для подтверждения того факта, что служение Иоанна являлось промыслительным и действительно готовило всех людей к пришествию Христа Спасителя. Предтеча, говоря о грядущем Мессии, цитирует своего предшественника — пророка Исайю. Если иные евангелисты приводят только начало высказывания Исайи, то Лука помещает пророчество практически полностью. И мы слышим замечательные слова — «узрит всякая плоть спасение Божие!»

Таким образом, даже в ветхозаветном понимании, не замутнённом позднейшими раввинистическими толкованиями, служение Мессии имело отношение не к отдельно взятому народу, а ко всему миру. Оно должно было принести духовные блага не одним только иудеям, но каждому человеку — любой национальной принадлежности. И уже на уровне служения Иоанна Предтечи, которое ещё вполне ветхозаветное, мы, тем не менее, ощущаем совершеннейший универсализм нравственных принципов закона Божьего.

Наставляя паломников, пророк просит их не давать в обиду слабых, не брать чужого, довольствоваться честно заработанным, а ещё делиться с нуждающимися тем, что мы имеем. Всё перечисленное, как и пристальное внимание к чистоте совести, и есть то самое исправление путей, на котором настаивает Иоанн. Здесь пророк использует понятный современникам образ. Когда какой-либо царь собирался делать объезд владений, в первую очередь чинились дороги. Чтобы правитель мог добраться туда, куда ему было нужно.

Иоанн, конечно же, говорит не о физических дорогах, а о человеческих сердцах. Если люди хотят, чтобы Мессия пришёл в их жизнь, они должны устранить препятствия на Его пути — отказаться от лжи, сказать нет проявлениям порока. То есть исправить путь своего сердца, согласовав его с заповедями Божиими. Слова Крестителя актуальны и в наши дни. От человека, желающего обрести гармонию с Богом, по-прежнему требуются совестливость, честность, милосердие. Требуются они не в качестве откупа от Бога, и не в качестве какой-то жертвы в Его честь. Евангелие устами пророка Иоанна призывает нас вернуться в человеческое состояние в подлинном смысле этого выражения — состояния праведности перед Господом, уподобления Ему в святости и чистоте.

Читать далее
Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!
18.01.2025суббота
Слушать на мобильном

Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.

Слушайте подкасты в iTunes и Яндекс.Музыка, а также смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.

Мы в соцсетях
ОКВКТвиттерТГ