Евангелие от Луки, Глава 3, стихи 1-18
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Задумывались ли вы, дорогие друзья, что крещение может быть очень разным? Не в том смысле, что разное у православных, католиков и протестантов, а что крещение как особое ритуальное действие может быть и не связано со Христом? Чтобы разобраться в этом вопросе, давайте послушаем отрывок из 3-й главы Евангелия от Луки, который сегодня читается в храмах во время богослужения.
Итак, перед нами Евангелист Лука подробно описывает, что собой представляло «Иоанново Крещение»: это был обряд, вполне традиционный и понятный современникам Христа. Погружение в воду с целью смытия, снятия не только физической, но и духовной, невидимой нечистоты, один из древнейших ритуалов, он в той или иной мере присутствует практически в любой религии. Крупнейший религиовед 20-го века Мирча Элиаде так объясняет особую значимость воды для религиозного очищения: «в воде всё "растворяется", всякая "форма" разрушается, всякое прошлое упраздняется; ничто из того, что прежде существовало, не сохраняется после погружения в воду, никакое очертание, никакой̆ "знак", никакое "событие". В человеческом плане погружение эквивалентно смерти, а в космическом — катастрофе, потопу, периодически растворяющему мир в водах первобытного Океана». Обратим внимание — «прошлое упраздняется», смываются любые отпечатки, следы грехов, проступков, нарушений заповедей и любая прочая душевная нечистота.
Но такое погружение, а само слово «крещение» и есть «погружение», само тоже является определённым знаком, мы слышим, что Иоанн крестит «в покаяние»: сам ритуал является своего рода «печатью» раскаяния, радикальной перемены образа мысли и жизни.
С точки зрения иудеев, любой грех тотчас подвергает человека опасности нелицеприятного Суда Божьего, который может произойти в любой момент. «Крещение покаяния», совершавшееся единократно, способно отвести карающий Суд Божий от грешника дав возможность начать всё сначала, с чистого листа. Именно этот смысл «обнуления» былого был очень понятен тем, кто приходил к Иоанну Крестителю: они хотели и были готовы, простите этот компьютерный образ, к полной перезагрузке своей жизни, с уничтожением накопившихся ошибок и прочего сопутствующего мусора. Из такого контекста становится понятным и кажущиеся поначалу странные вопросы от тех, кого крестил Иоанн, а что дальше? А что нам делать? А как теперь жить? В очень простых и главное, вполне реализуемых нравственных установках, Иоанн Креститель давал чёткие ориентиры, следуя которым люди обретали способность слышать и понимать то, о чём будет говорить грядущий Мессия — Христос Спаситель.
Иоанново крещение, в отличие от крещения во Христа, не избавляло от греховности как таковой, но расчищало пространство для веры в Иисуса и готовности принять Его как Мессию. Это и было исполнение пророчества Исаии о «подготовке пути Господу» и «исправлении дороги перед Ним». Если продолжить компьютерную аналогию, то «крещение покаяния» не уничтожало «вирусы греха», а всего лишь отправляло их «на карантин», в то время как крещение во Христа дочиста сносило всё то, что в любой момент могло просочиться из «карантина» и активизировать былой греховный образ жизни.