Евангелие дня - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Евангелие от Марка, Глава 12, стихи 1-12

Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Дмитрий Барицкий
Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Дмитрий Барицкий
Евангелие от Марка, Глава 12
Читать далее
Читает и комментирует священник Дмитрий Барицкий

Людей посредственных не существует. Каждый из нас по-своему уникален и талантлив. Просто не каждый смог раскрыть свой потенциал. Как же это сделать и, если сделал, как использовать свои дарования по назначению? Ответ на этот вопрос находим в том отрывке из 12-й главы Евангелия от Марка, который звучит сегодня в православных храмах за богослужением. Давайте послушаем.

Глава 12.

01 И начал говорить им притчами: некоторый человек насадил виноградник и обнес оградою, и выкопал точило, и построил башню, и, отдав его виноградарям, отлучился.

02 И послал в свое время к виноградарям слугу - принять от виноградарей плодов из виноградника.

03 Они же, схватив его, били, и отослали ни с чем.

04 Опять послал к ним другого слугу; и тому камнями разбили голову и отпустили его с бесчестьем.

05 И опять иного послал: и того убили; и многих других то били, то убивали.

06 Имея же еще одного сына, любезного ему, напоследок послал и его к ним, говоря: постыдятся сына моего.

07 Но виноградари сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его, и наследство будет наше.

08 И, схватив его, убили и выбросили вон из виноградника.

09 Что же сделает хозяин виноградника? - Придет и предаст смерти виноградарей, и отдаст виноградник другим.

10 Неужели вы не читали сего в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла;

11 это от Господа, и есть дивно в очах наших.

12 И старались схватить Его, но побоялись народа, ибо поняли, что о них сказал притчу; и, оставив Его, отошли.

Притча о винограднике — это не просто назидательная история. Это аллегория, то есть иносказание. Используя хорошо знакомые Своим слушателям образы сельскохозяйственного быта, Христос при их помощи указывает на важную закономерность духовной жизни. Это и есть подлинный смысл этой истории. Какая же это закономерность?

В первую очередь Господь указывает на судьбы ветхозаветной Церкви. Он рассказывает о том, как Бог заботился о своём винограднике — Израильском народе. И как этот народ на протяжении истории отвергал Его заботу: преследовал и уничтожал Его посланников-пророков, и теперь готовится убить Сына Божия, Того, Кто рассказывает эту притчу. Под виноградником можно понимать и Церковь новозаветную. Святитель Феофан Затворник считал, что эту притчу можно применить и к ней. Ведь и в христианской Церкви за долгое время её существования появлялись злые виноградари. Люди, которые на время брали управление в свои руки. И мешали Богу проявлять Себя в судьбах церковного организма в полноте. Такими, например, были еретики, раскольники и все те, кто претендовали на место Христа. Так или иначе они делали себя посредниками между верующими людьми и Творцом.

Наконец, под виноградником можно понимать и душу каждого из нас. Ведь всякий крещёный человек, по словам апостола Павла, — это церковь Живого Бога. О каждом из нас Господь заботится особым образом, как хозяин о любимом винограднике. Всем нам Господь дал особые дары — разум, свободу и, самое главное, в Таинстве Крещения дал дары Святого Духа. В виде маленького семечка. Наша задача всю свою жизнь посвятить тому, чтобы культивировать это семечко. Заботиться о нём. Чтобы оно разрослось в нашей душе в полноценное соцветие добродетелей. Чтобы мы стали мирными, радостными, терпеливыми, милосердными, кроткими, сдержанными, мужественными, наполненными верой, надеждой, любовью. Чтобы мы не сопротивлялись людям и жизни. Не враждовали против окружающих. Не сидели в сварливости, раздражении, неприязни и бесконечных претензиях. Чтобы в нас не было уныния, тоски. Чтобы наша жизнь не была невыносимой для нас, а сами мы для себя ненавистны.

А потому постараемся не обманывать и не успокаивать себя тем, что с нас довольно и того, что мы крещены в истинной Церкви и время от времени исполняем её ритуалы. Если будем думать, что этого достаточно, что это делает нас неприкасаемыми, очень быстро и легко окажемся среди тех виноградарей, которые решили, что они неуязвимы. Что могут распоряжаться тем, что им не принадлежит, свободно, бессрочно и как им заблагорассудится. Подобное воодушевление длится недолго. Всего лишь несколько десятков лет. А потом возвращается Хозяин жизни. И приходит горькое осознание, что пора отдавать то, что я считал своим навеки. А это было дано лишь напрокат.

А потому нам уже здесь и сейчас необходимо воспитывать в себе навык возвращать Богу то, что принадлежит только Ему: моё тело, мою душу, мой ум. И сделать это проще простого: день за днём, сознательно и методично тратить своё время и силы на исполнение евангельских заповедей; изучать те духовные законы, по которым живёт моё сердце, и усилием воли направлять своё внимание на работу с ним; понуждать себя во всех своих делах искать и исполнять волю Творца. Лишь так, не на словах, а на деле, мы препоручаем всего себя Богу. А Он знает, как распорядиться нами по назначению. Он сможет найти достойное применение нашим талантам. Чтобы наша жизнь была на радость нам и тем, кто нас окружает.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Читать далее
Читает и комментирует священник Дмитрий Барицкий

Какую пользу мы можем извлечь из конфликтов и столкновений с другими людьми? Ответ на этот вопрос предлагает отрывок из 12-й главы Евангелия от Марка, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах.

Глава 12.

01 И начал говорить им притчами: некоторый человек насадил виноградник и обнес оградою, и выкопал точило, и построил башню, и, отдав его виноградарям, отлучился.

02 И послал в свое время к виноградарям слугу - принять от виноградарей плодов из виноградника.

03 Они же, схватив его, били, и отослали ни с чем.

04 Опять послал к ним другого слугу; и тому камнями разбили голову и отпустили его с бесчестьем.

05 И опять иного послал: и того убили; и многих других то били, то убивали.

06 Имея же еще одного сына, любезного ему, напоследок послал и его к ним, говоря: постыдятся сына моего.

07 Но виноградари сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его, и наследство будет наше.

08 И, схватив его, убили и выбросили вон из виноградника.

09 Что же сделает хозяин виноградника? - Придет и предаст смерти виноградарей, и отдаст виноградник другим.

10 Неужели вы не читали сего в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла;

11 это от Господа, и есть дивно в очах наших.

12 И старались схватить Его, но побоялись народа, ибо поняли, что о них сказал притчу; и, оставив Его, отошли.

На протяжении истории взаимоотношения еврейского народа и святых пророков не ладились. Посланники Божии призывали людей исполнять волю Творца. Люди этого не хотели. Поэтому они требовали пророков замолчать. Если те не замолкали, они их гнали от себя. Если пророки возвращались, их били и даже убивали. Так Иезекиля и Захарию побили камнями, Исаию перепилили деревянной пилой, Иоанна Крестителя обезглавили. И это самые известные случаи. Однако и их достаточно, чтобы понять — отношения между евреями и Богом были напряжённые.

Именно на этом Христос и делает акцент в только что прозвучавшей притче. Обратите внимание на реакцию слушателей. Они соглашаются, что факты, на которые намекает Господь, имели место. Действительно, пророков убивали и убивают. Более того, иудеи осознают, что сказанное напрямую касается их самих. Как вы думаете, что сделал бы здравомысляший и рассудительный человек на их месте? Скорее всего, он задал бы вопрос: «что конкретно я могу сделать, чтобы эта ситуация не повторялась?» Но вместо этого иудеи страшно негодуют. Они признают правдивость обличений Господа, но сердцем не могу принять их. Что-то внутри них встаёт на дыбы. Ключевой вопрос — что это?

Всё очень просто. Это наша больная самость. Мы любим, чтобы жизнь была безопасна, предсказуема, стабильна. Нам не нравится терять своё. Мы очень болезненно отказываемся от своего имущества. С трудом избавляемся от старых привычек. Мы очень тяжелы на подъём. Мы боимся всего нового и неизвестного. Поэтому нам тяжело развиваться физически, интеллектуально и духовно, но очень просто скатиться в свинство. И в этом свинстве нам бывает очень часто тепло и уютно. Да, запах не очень. Но зато свой и привычный. Когда к нам приходят и говорят, что хорошо бы прибраться в комнате, у нас внутри поднимается волна неприятия и агрессии. Вот это и есть действие самости. Это наш эгоизм. Склонность к тому, чтобы закрыться в своём футляре и сказать, что кроме него больше ничего не существует. Моя колея, мой образ жизни и мысли самый правильный. Поэтому и не принимаем людей. Поэтому не принимаем Бога.

Это в очередной раз напоминает нам важность рассудительности и трезвенности для духовной жизни. Любое замечание, которое нам делают, мы обязаны принять к рассмотрению. Обязаны провести его исследование так, как ученые-естественники исследуют строение материи. Вдруг мне указали на опасного паразита, который прижился на мне и сосёт мои жизненные силы. Если же в ответ на замечание окружающих я встаю на дыбы, это прямой сигнал к тому, что задет мой эгоизм. В этой точке моя самость сконцентрирована с особой силой. Вот она и корчится от боли. Она не хочет ничего менять. Она не хочет умирать. А это означает, что здесь я и должен усиленно работать. Об этой проблеме я должен обращаться в молитвах к Творцу и говорить с духовно опытными людьми в беседах и на исповеди. Слушать их опыт борьбы с этой заразой. В том месте, где болит, должно становиться меньше меня со своими представлениями о жизни и больше Бога. Если мы так будем относиться к тем конфликтным ситуациям, в которых порой оказываемся, то в итоге замечания даже от самых неприятных людей будут вызывать у нас не досаду и раздражение, а принесут огромную пользу и духовный плод.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Читать далее
Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!
10.01.2025пятница
Слушать на мобильном

Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.

Слушайте подкасты в iTunes и Яндекс.Музыка, а также смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.

Мы в соцсетях
ОКВКТвиттерТГ