Евангелие дня - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM
Елена Черкасова. Рождество Христово.

Евангелие от Луки, Глава 2, стихи 1-20

Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Дмитрий Барицкий
Выбор комментатора
Читает и комментирует
епископ Переславский и Угличский Феоктист
Евангелие от Луки, Глава 2
Читать далее
Читает и комментирует священник Дмитрий Барицкий

Какая может быть польза от того, что всё идёт не по плану? Что в моей жизни случаются непредвиденные события? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 2-й главы Евангелия от Луки, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.

Глава 2.

01 В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле.

02 Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею.

03 И пошли все записываться, каждый в свой город.

04 Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова,

05 записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна.

06 Когда же они были там, наступило время родить Ей;

07 и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице.

08 В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего.

09 Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим.

10 И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям:

11 ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь;

12 и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях.

13 И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее:

14 слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!

15 Когда Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь.

16 И, поспешив, пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях.

17 Увидев же, рассказали о том, что было возвещено им о Младенце Сем.

18 И все слышавшие дивились тому, что рассказывали им пастухи.

19 А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем.

20 И возвратились пастухи, славя и хваля Бога за всё то, что слышали и видели, как им сказано было.

Пастухи, о которых рассказывается в только что прозвучавшем отрывке, занимались тем, чем занимались изо дня в день. Они охраняли своё стадо от хищников. Для них это было совершенно обычное дело. Ничего из ряда вон выходящего. Рутинные обязанности. Одним словом, простые люди в совершенно простой ситуации. Никакого пафоса, никаких церемоний. Жизнь деревенского пастуха, такая, какая она есть.

И вот в эту обыденность врывается нечто сверхъестественное. Если мы думаем, что древним людям Бог или Его ангелы являлись чаще, чем нам, мы глубоко заблуждаемся. Несмотря на то, что это Святая Земля, это богоизбранный народ, подобные явления были так же редки, как и сегодня. А потому можно только догадываться, какой шок испытали пастухи. Евангелист говорит, что они испугались, когда их осияла слава Господня. Страх — это форма сопротивления. В том числе всему непривычному. И это понятно. Жизнь текла себе, текла, а тут вдруг всё с ног на голову.

О том, что сопротивление остаётся в пастухах и после ухода ангела, дают понять и косвенные признаки, о которых упоминает текст. Евангелист не говорит, что после явления вестника Божия они встали и пошли в Вифлеем. Говорится, что «пастухи́ сказа́ли друг дру́гу: пойдём в Вифлее́м и посмо́трим, что там случи́лось». В этом выражении ощущается сомнение. Они будто советуются друг с другом. Взвешивают «за» и «против», обсуждают произошедшее. И словно преодолевая некое внутреннее сопротивление, принимают решение пойти и выяснить, что, да как.

Как это похоже на нас. Пастухи, как и всякий иудей, ждали пришествия Мессии. И мы точно так же чаем пришествия Бога в нашу жизнь. Ради этого мы исполняем евангельские заповеди. Ради этого мы участвуем в церковных таинствах. Но так же, как и пастухи, мы погружены в будни, в житейские заботы, в свои планы. И если что-то нарушает наш график, мы очень этому сопротивляемся. Это сопротивление может проявлять себя как гнев, злость, раздражение. А может и как уныние, саможаление, сетования.

Евангелие сегодня в очередной раз напоминает одну простую истину. Нередко, когда события складываются не так, как мы того ожидаем, это вполне может быть делом рук Бога. Ведь мы сами Его зовём и трудимся ради этого. И Он в ответ пытается привлечь наше внимание к Себе. Он хочет направить нашу личную историю по новой траектории. А потому Его явление может произойти в самое неподходящее с нашей точки зрения время и в самом неподходящем месте. Всё, что от нас требуется, не отказываться от этого приглашения категорически. Не сопротивляться ему. Но вспомнить, что мы ждём Христа. А потому, препоручив себя Богу, с доверием Ему откликнуться на этот призыв. И подобно пастухам, которые понудили себя, оставили свои стада, встали и пошли в Вифлеем, где нашли Спасителя, так и мы, принимая с благодарностью и доверием всё, что с нами происходит, позволяем Богу родиться в нашей душе.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Читать далее
епископ Феоктист ИгумновЧитает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Послезавтра Русская Православная Церковь будет праздновать Христово Рождество, однако Рождество — это не тот праздник, к которому можно приблизиться без специальной подготовки, подготовка должна включать в себя как молитвенную, так и интеллектуальную стороны. Сегодня церковный Устав не дозволяет совершать божественную литургию, вместо неё мы совершаем чинопоследование так называемых Царских часов, которое насыщено специально подобранными чтениями из Священного Писания, одно из этих чтений взято из 2-й главы Евангелия от Луки. Давайте послушаем его.

Глава 2.

01 В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле.

02 Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею.

03 И пошли все записываться, каждый в свой город.

04 Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова,

05 записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна.

06 Когда же они были там, наступило время родить Ей;

07 и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице.

08 В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего.

09 Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим.

10 И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям:

11 ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь;

12 и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях.

13 И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее:

14 слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!

15 Когда Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь.

16 И, поспешив, пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях.

17 Увидев же, рассказали о том, что было возвещено им о Младенце Сем.

18 И все слышавшие дивились тому, что рассказывали им пастухи.

19 А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем.

20 И возвратились пастухи, славя и хваля Бога за всё то, что слышали и видели, как им сказано было.

Как известно, апостол и евангелист Лука был историком, и потому для него большое значение имела хронология, он старался соблюсти её в передаче евангельских событий, указание на исторические рамки событий Рождества Христова мы видим и в его рассказе о пришествии в мир Воплощённого Бога: «В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею» (Лк. 2:1–2). Это указание евангелиста имеет двоякое значение: во-первых, с его помощью мы можем понять, когда именно родился Спаситель, а во-вторых, мы можем пойти по пути тех толкователей Евангелия, которые предпочитали видеть в этом указании не физический, а духовный смысл. Одним из таких толкователей был святитель Амвросий Медиоланский. Комментируя Евангелие от Луки, он написал так: «Начиная говорить о рождении Спасителя, мы не считаем излишним исследовать время Его рождения. Мы упоминаем о мирской переписи при рассказе о рождении Господа затем, чтобы и тут увидеть божественную тайну: рассказывается о мирской переписи, а подразумевается духовный смотр, — не для земного, а для небесного Царя». Раскрывая свою мысль, святитель Амвросий пояснил, что эта перепись имела значение для грядущей Церкви Христовой, что именно Бог был её инициатором, потому что Господня, а не кесарева, «земля и наполнение её, вселенная и все обитающие в ней» (Пс. 23:1). Святитель Амвросий увидел в переписи кесаря Августа символический «осмотр войска», то есть осмотр тех людей, которым было суждено стать современниками Христа, тех, кто должен был самым непосредственным и деятельным образом откликнуться на Его проповедь.

Само Рождество Христово тоже сопровождалось проповедью, правда ещё не Христовой, а проповедью ангелов, её адресатами стали те пастухи, которые пасли свои стада недалеко от места Христова Рождества, и эти же люди стали первыми проводниками вести о Пришествии в мир Спасителя. Мы никогда не сможем узнать, в какой степени их проповедь была успешной, но это и не имеет особого значения, интереснее и важнее другое: в какой степени весть о Христовом Рождестве коснулась нас? Ощутили ли мы в своих сердцах радость ангельского благовестия, а если нет, то, что стало причиной? Возможно, что всё дело в нашем рассеянном различными житейскими забота внимании, и мы попросту не в состоянии войти в радость пребывания с Богом. Если так, то пусть Всемилостивый Господь всем нам подаст силу веры, надежды и любви, чтобы хотя бы на краткий миг мы смогли опытно познать тихую спасительную радость Христова Рождества и через это войти своими именами в ту духовную перепись, которую, по мнению святителя Амвросия Медиоланского, Бог провёл руками кесаря Августа.

Читать далее
Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!
06.01.2025понедельник
Слушать на мобильном

Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.

Слушайте подкасты в iTunes и Яндекс.Музыка, а также смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.

Мы в соцсетях
ОКВКТвиттерТГ