Евангелие от Луки, Глава 2, стихи 1-20. Комментирует - Феоктист Игумнов
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Луки, Глава 2, стихи 1-20

епископ Феоктист Игумнов Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Послезавтра Русская Православная Церковь будет праздновать Христово Рождество, однако Рождество — это не тот праздник, к которому можно приблизиться без специальной подготовки, подготовка должна включать в себя как молитвенную, так и интеллектуальную стороны. Сегодня церковный Устав не дозволяет совершать божественную литургию, вместо неё мы совершаем чинопоследование так называемых Царских часов, которое насыщено специально подобранными чтениями из Священного Писания, одно из этих чтений взято из 2-й главы Евангелия от Луки. Давайте послушаем его.

Глава 2.

01 В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле.

02 Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею.

03 И пошли все записываться, каждый в свой город.

04 Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова,

05 записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна.

06 Когда же они были там, наступило время родить Ей;

07 и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице.

08 В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего.

09 Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим.

10 И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям:

11 ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь;

12 и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях.

13 И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее:

14 слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!

15 Когда Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь.

16 И, поспешив, пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях.

17 Увидев же, рассказали о том, что было возвещено им о Младенце Сем.

18 И все слышавшие дивились тому, что рассказывали им пастухи.

19 А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем.

20 И возвратились пастухи, славя и хваля Бога за всё то, что слышали и видели, как им сказано было.

Как известно, апостол и евангелист Лука был историком, и потому для него большое значение имела хронология, он старался соблюсти её в передаче евангельских событий, указание на исторические рамки событий Рождества Христова мы видим и в его рассказе о пришествии в мир Воплощённого Бога: «В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею» (Лк. 2:1–2). Это указание евангелиста имеет двоякое значение: во-первых, с его помощью мы можем понять, когда именно родился Спаситель, а во-вторых, мы можем пойти по пути тех толкователей Евангелия, которые предпочитали видеть в этом указании не физический, а духовный смысл. Одним из таких толкователей был святитель Амвросий Медиоланский. Комментируя Евангелие от Луки, он написал так: «Начиная говорить о рождении Спасителя, мы не считаем излишним исследовать время Его рождения. Мы упоминаем о мирской переписи при рассказе о рождении Господа затем, чтобы и тут увидеть божественную тайну: рассказывается о мирской переписи, а подразумевается духовный смотр, — не для земного, а для небесного Царя». Раскрывая свою мысль, святитель Амвросий пояснил, что эта перепись имела значение для грядущей Церкви Христовой, что именно Бог был её инициатором, потому что Господня, а не кесарева, «земля и наполнение её, вселенная и все обитающие в ней» (Пс. 23:1). Святитель Амвросий увидел в переписи кесаря Августа символический «осмотр войска», то есть осмотр тех людей, которым было суждено стать современниками Христа, тех, кто должен был самым непосредственным и деятельным образом откликнуться на Его проповедь.

Само Рождество Христово тоже сопровождалось проповедью, правда ещё не Христовой, а проповедью ангелов, её адресатами стали те пастухи, которые пасли свои стада недалеко от места Христова Рождества, и эти же люди стали первыми проводниками вести о Пришествии в мир Спасителя. Мы никогда не сможем узнать, в какой степени их проповедь была успешной, но это и не имеет особого значения, интереснее и важнее другое: в какой степени весть о Христовом Рождестве коснулась нас? Ощутили ли мы в своих сердцах радость ангельского благовестия, а если нет, то, что стало причиной? Возможно, что всё дело в нашем рассеянном различными житейскими забота внимании, и мы попросту не в состоянии войти в радость пребывания с Богом. Если так, то пусть Всемилостивый Господь всем нам подаст силу веры, надежды и любви, чтобы хотя бы на краткий миг мы смогли опытно познать тихую спасительную радость Христова Рождества и через это войти своими именами в ту духовную перепись, которую, по мнению святителя Амвросия Медиоланского, Бог провёл руками кесаря Августа.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!