Евангелие дня - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Евангелие от Марка, Глава 10, стихи 23-32

Выбор комментатора
Читает и комментирует
епископ Переславский и Угличский Феоктист
Выбор комментатора
Читает и комментирует
епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Евангелие от Марка, Глава 10
Читать далее
епископ Феоктист ИгумновЧитает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Христос в Евангелии неоднократно подчёркивал, что логика Бога, и, как следствие, Царства Небесного самым радикальным образом отличается от той, в которой привык существовать окружающий нас мир. Сегодня во время литургии в православных храмах звучит отрывок из 10-й главы Евангелия от Марка. В этом отрывке мы снова встречаем ту же самую мысль: ни в коем случае не стоит мыслить о Царстве Божием категориями земного мира.

Глава 10.

23 И, посмотрев вокруг, Иисус говорит ученикам Своим: || как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие!

24 Ученики ужаснулись от слов Его. Но Иисус опять говорит им в ответ: дети! как трудно надеющимся на богатство войти в Царствие Божие!

25 Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие.

26 Они же чрезвычайно изумлялись и говорили между собою: кто же может спастись?

27 Иисус, воззрев на них, говорит: человекам это невозможно, но не Богу, ибо всё возможно Богу.

28 И начал Петр говорить Ему: вот, мы оставили всё и последовали за Тобою.

29 Иисус сказал в ответ: истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради Меня и Евангелия,

30 и не получил бы ныне, во время сие, среди гонений, во сто крат более домов, и братьев, и сестер, и отцов, и матерей, и детей, и земель, а в веке грядущем жизни вечной.

31 Многие же будут первые последними, и последние первыми.

32 Когда были они на пути, восходя в Иерусалим, Иисус шел впереди их, а они ужасались и, следуя за Ним, были в страхе. || Подозвав двенадцать, Он опять начал им говорить о том, что будет с Ним:

С деньгами жить легко и удобно, деньги открывают двери в изысканные рестораны, на красивые курорты, деньги помогают сохранять здоровье, ведь с ними человека рады видеть в самых современных клиниках. С деньгами можно снять с себя заботу о собственном быте, да и попечение о детях можно передать специально обученным людям. Одним словом, всем очевидно, что деньги — это очень полезная вещь в земном мире.

Если же мы откроем книги Священного Писания, то мы увидим, что земные понятия Писание зачастую переносит на образы жизни будущего века. Конечно, Писание делает это не по невежеству, а ради того, чтобы быть понятным как можно большему количеству людей. Новый Завет не является исключением, Господь наш Иисус Христос тоже активно использовал понятные и привычные Его слушателям образы для открытия тайн Царства Небесного. Не обходил Спаситель стороной и тему денег, однако оказалось, что столь полезные и необходимые в земной жизни материальные ресурсы могут стать причиной погибели человека в вечности.

Только что прозвучавший отрывок Евангелия от Марка объясняет нам, почему это так. Проблема коренится в том, на что именно человек возлагает надежду. Привычка решать все вопросы с использованием денег здесь может сослужить дурную службу, ведь в отношениях с Богом деньги не играют никакой роли, они — всего лишь земная условность, к которой стоит относиться соответствующим образом, ну а надежду и упование необходимо возлагать лишь на Христа.

Однако этому необходимо учиться. Мы знаем, что задавший Спасителю вопрос о своём будущем апостол Пётр к моменту взятия Христа под стражу ещё не вполне научился не полагаться на собственные силы и возможности. Пётр был уверен в самом себе, он думал, что он способен сохранить верность Христу. Как мы помним, у него это не получилось. Его грех стал одним из этапов обучения: через него апостол Пётр научился не только декларировать свою веру во Христа, но и жить соответствующим образом, то есть жить, ни к чему и ни к кому, кроме Спасителя, не прилепляясь по-настоящему — ни к имуществу, ни к возможностям, ни к самому себе со всеми своими талантами, навыками, привычками, грехами и страстями.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Читать далее
епископ Феоктист ИгумновЧитает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

На первый взгляд кажется, что последовать евангельскому призыву Господа Иисуса Христа если и не просто, то вполне возможно. Главное, набраться решимости. А дальше — оставил всё и последовал за Христом. Так, как это сделали преподобные отцы — монахи-отшельники, о жизни которых написано великое множество прекрасных и вдохновляющих произведений.

Но любой, кто попытается со всем усердием осуществить призыв Христа на практике и уподобиться древним подвижникам, а вместе с ними и апостолам, довольно быстро поймет, что дело обстоит не так просто, как это может показаться на первый взгляд. Оказывается, что «оставлять всё» нужно не один раз, а постоянно, в буквальном смысле каждый миг своей жизни. Отказываться от себя самого, от своих интересов, от своего имущества и даже от своей жизни требуется непрестанно, а если этого не делать, то всё возвращается в начальную точку.

Примеров тому — масса, а самый яркий из них — бывший апостол Иуда. Он ведь тоже был со Христом, и то, что сказал Господь Петру, относилось ко всем апостолам, следовательно, и к Иуде. Все апостолы оставили на тот момент всё. Но не все нашли в себе силы продолжить отсекать от себя всё, кроме слов Христа. Иуда в какой-то момент сдался. По-человечески его легко понять, ведь жить, непрестанно оставляя всё, мягко говоря, очень непросто, а если говорить прямо, то жить так попросту невозможно. Никакой человек не способен своими силами пройти этот путь от начала и до конца. Именно по этой причине Христос и сказал, что «человекам это невозможно, но не Богу, ибо всё возможно Богу».

Соответственно, тот, кто поверил Христу и решился следовать Его словам, должен оставить какую бы то ни было надежду на самого себя и во всём положиться на Одного лишь Бога. Сделать это тоже непросто, но возможно, причем возможно с опорой исключительно на самого себя.

О том, как именно необходимо действовать, нам рассказывают «пошаговые инструкции», которые оставили по себе учителя монашества. К примеру, почти всем христианам известная «Лествица» преподобного Иоанна Лествичника. В своей книге преподобный Иоанн дает наставления для каждого шага восхождения к абсолютному доверию Богу и надежде на Него, каждый такой шаг он назвал «ступенью», отсюда и произошло именование всей его книги.

Кого-то может смутить, что все подобные «Лествице» книги написаны исключительно отрекшимися от мира монахами, у которых не было необходимости заботиться о своих семьях, которые сознательно избрали для себя путь крайней аскезы и отказа от чего бы то ни было тленного и земного. Но дело в том, что Евангелие не разделяет людей на монашествующих и на мирян, оно в равной степени обращено ко всем, а, значит, и слова Христа о том, что только оставивший всё сможет войти в Царство Небесное, относятся тоже ко всем. Вопрос заключается в понимании этих слов. Можно их понимать буквально, и удалять от себя все соблазны материального мира. Но удаление соблазнов не дает гарантии того, что сердце станет свободно от власти тленного. Справедливо и обратное: человек, многим обладающий, вполне способен быть свободным в своем сердце. Если, конечно, он научится быть таковым у прежде нас прошедших по этому пути святых монахов.

Читать далее
Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!
03.01.2025пятница
Слушать на мобильном

Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.

Слушайте подкасты в iTunes и Яндекс.Музыка, а также смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.

Мы в соцсетях
ОКВКТвиттерТГ