Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами священник Стефан Домусчи. О чем люди обычно молятся? Что обращают к Богу? Признаемся себе: большая часть наших молитв — просьбы. Мы желаем то одного, то другого, и просим Бога о том, чтобы Он помог нам в достижении целей. Но что говорит Сам Бог? О чём должна быть наша молитва? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 16-й главы Евангелия от Иоанна, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Сегодняшний евангельский отрывок перекликается с небольшим святочным рассказом Надежды Тэффи, который называется «Когда рак свиснет». По сюжету рассказа один мальчик, услышав, что его заветная мечта исполнится лишь тогда, когда рак на горе свиснет, воспринял это выражение всерьёз. Так что и он сам, и его потомки посвящают свои жизни изучению раков и выведению такого вида, который сможет засвистеть. В итоге, через много лет его потомок добивается цели... Однако после того, как в назначенный день рак действительно свистит, с людьми начинают происходить страшные вещи, потому что вдруг оказывается, что большая часть заветных желаний людей связана с причинением вреда другому. По мысли Надежды Тэффи, люди много чего желают, но, что называется в сердцах, то есть очень сильно и искренне, обычно желают зла своим обидчикам, неугодным начальникам, конкурентам. Как многие святочные истории, рассказ «Когда рак свиснет», естественно, фантастический, но в нём есть и своя правда. Не случайно уже после потопа Бог видит, что помышления людей злы от юности.
В сегодняшнем евангельском чтении Христос говорит ученикам: «о чём ни попросите Отца во имя Моё, даст вам». Причём, ученикам, которые общаются с Ним уже довольно долго, Он говорит, что они впервые могут просить по-новому, просить «во имя Его», просить Самого Отца и знать, что Он любит их и Сам будет отвечать им.
Всё это, конечно, говорит о том, что ученики призваны к совершенно новым отношениям с Богом, которых до этого, в рамках отношений ветхозаветных, они не знали. И новизна этих отношений в том, что они соединены через Христа. Бог есть любовь — это многим хорошо известно. То есть Он любит всех, для Него любовь естественна. Но вот Спаситель говорит: «Отец любит вас, потому что вы возлюбили Меня и уверовали, что Я от Бога исшёл». Значит ли это, что остальных Бог не любит? Нет, конечно. Но только тот, кто полюбил Христа, полюбил замысел Божий, открывшийся во Христе, кто согласился с этим замыслом внутренне, тот и открыл Своё сердце для любви Отчей.
Такие отношения кажутся нам чем-то совершенно недостижимым. Формально нам ничто не мешает сказать: «Отче, прошу у Тебя во имя Сына Твоего Иисуса Христа». Но не стоит пытаться манипулировать Богом, потому что суть обещания не в формуле, которую не сложно произнести, но в том, что подлинные прошения во Имя Христа — это всегда прошение о спасении. И того, кто искренне об этом просит, Господь никогда не отвергнет.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далееКакая молитва самая сильная, и как правильно молиться, чтобы Бог точно исполнил просимое? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 16-й главы Евангелия от Иоанна, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
В эпоху Спасителя имя Бога, Яхве, было табуировано. Вслух его разрешалось произносить лишь первосвященнику. Да и то один раз в год, во время праздника Очищения на торжественном богослужении. Так ветхозаветная традиция всячески пыталась указать на ту дистанцию, которая пролегает между Творцом этого мира и человеком. Бог — Владыка Вселенной, Царь царей. А потому обращаться к Нему напрямую, по имени, следует лишь в особых случаях. Соответственно и просьбы должны быть особого масштаба и качества.
Всё меняется с приходом в этот мир Спасителя. Та дистанция, которая существовала между Создателем и Его творением, исчезла. Бог стал человеком. И сегодня мы слышим, как Господь говорит Своим ученикам, что они могут обращаться к Творцу во имя Его. Иначе говоря, использовать в молитвах имя Своего Учителя, Иисуса Христа. Более того, молитвы эти можно произносить во всякое время и о всякой вещи. Для всех последующих поколений христиан это стало чем-то привычным и само собой разумеющимся. Что говорить, подчас даже человек нерелигиозный и нецерковный в тяжелую минуту вздыхает: «Господи, помилуй», или даже: «Господи, Иисусе Христе».
Казалось бы, какой удивительный подарок! Теперь у нас есть формула, используя которую можно получить всё, что угодно! Ведь Христос прямо говорит: «О чём ни попросите Отца во имя Моё, даст вам». Но при этом всякий из нас знает, что даже когда мы используем в сознательном разговоре с Богом Его личное имя, то не всегда получаем просимое. Как же тогда понимать эти обещания Спасителя?
На языке Священного Писания «знать имя» — не просто уметь воспроизвести набор звуков в определённой последовательности. Знать имя означает иметь глубоко личные отношения с тем, кто его носит. Иметь этого человека перед своим мысленным взором. Быть с ним в самой тесной душевной и духовной связи. Постоянно помнить о нём. Любить и стараться угодить ему. А потому обещание Христа можно перефразировать так: «Если вы будете жить так, будто Я всегда рядом с вами, если вы будете ценить всё то, что дорого Моему сердцу, делать всё то, что Я заповедал вам, Мой Небесный Отец даст вам всё необходимое для того, чтобы вы ещё лучше и эффективней исполняли Мои заповеди».
Вот на какие наши молитвы приходит мгновенный ответ со стороны Бога. Это не мои личные желания, которые нередко граничат с фантазиями, иллюзиями и мечтами. Это просьбы подсказать способ, как мне ещё лучше узнать Своего Спасителя. Как мне ещё усердней и эффективней исполнять Его волю. Господь удовлетворяет эти просьбы сию секунду. Сразу же даёт мне всё, что для этого необходимо. И если мы так будем относиться к нашим молитвам к Богу, то в жизни сразу станет меньше разочарований. Ведь окажется, что все мои потребности, благодаря которым я могу быть полезен Творцу и окружающим, давно закрыты. И какую бы жизнь я не проживал, она сразу станет насыщенной, полноценной, исполненной безмятежности и покоя.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далее
священник Стефан Домусчи