Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Всем нам очень хочется, чтобы кто-то дал нам такие инструкции, строгое следование которым обеспечило бы нам приятную жизнь в этом мире и блаженную вечность. Мы ищем такие инструкции в Священном Писании, ищем их в трудах святых, некоторые пытаются отыскать чёткое указание пути в беседах с почитаемыми народом священниками. Были подобные нам искатели и во времена земной жизни Христа, об одном из них рассказывает 10-я глава Евангелия от Марка. Отрывок из этой главы звучит сегодня во время литургии в православных храмах. Давайте послушаем его.
Как правило, размышляя о только что прозвучавшем евангельском отрывке, мы склонны делать акцент на богатстве пришедшего с вопросом ко Христу человека. Для такого акцента есть все основания: во-первых, герой этой евангельской истории исчез сразу после предложения расстаться со своей собственностью, а во-вторых, евангелист Марк прямо написал, что у этого человека было «большое имение», да и Сам Спаситель в финале сказал, что «трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие».
Но что, если посмотреть на эту историю несколько иначе, и задаться вопросом о реакции учеников на слова Христа? Они, как мы знаем, богатыми не были, но от разговора Спасителя с богатым человеком их не постигло облегчение, они изумлялись и не понимали, «кто же может спастись». Почему так?
Дело в том, что пришедший к Спасителю человек с самого начала беседы требовал инструкций: «Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» (Мк. 10:17). На определённом уровне на такой вопрос можно ответить отсылкой к закону Моисея, Господь именно так и поступил. Закон Моисея — это некий фундамент, если человек уже заложил его, то с ним можно говорить о чём-то большем. Оказалось, что у вопрошавшего фундамент есть и нужно двигаться дальше, туда, где какие бы то ни было инструкции перестают работать, туда, где нет ничего, кроме веры во Христа и следования за Ним, при этом человек никак не может повлиять на то, какой маршрут изберёт Христос.
Оказывается, что, очищая свою совесть от грехов по данной нам Священным Писанием инструкции, человек ещё не наследует жизнь вечную. Оказывается, что чистая совесть — это лишь начало пути, и чтобы его пройти, нужно полностью довериться Христу, Который не станет давать инструкций, а будет просто вести за Собой. Как мы понимаем, такое доверие даётся нам слишком тяжело. Даже у апостолов с ним были проблемы. Но Спаситель ничуть не лукавил: действительно, невозможное для людей, возможно для Бога, а потому Господь в силах изменить нас так, как не можем это сделать мы сами, Он может превратить робких рабов инструкций в свободных граждан Царства Небесного, ведь Он сделал это с апостолами и со всеми от века просиявшими святыми.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далееЗдравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Одна из самых непростых тем, затрагиваемых Священным Писанием, заключается в раскрытии соотношения усилий человека и действий Бога в деле нашего спасения. Если же обратить внимание на те высказывания по этому вопросу, которые содержатся в апостольских посланиях, то мы рискуем совершенно запутаться. К примеру, в Соборном послании апостола Иакова мы находим такие слова: «Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его?» (Иак. 4:13), ну а в Послании апостола Павла в Галатам такие: «Братья, узнав, что никакой человек не получает оправдание делами Закона, но только через веру в Иисуса Христа, и мы поверили во Христа Иисуса» (Гал. 2:16). Но это, конечно, далеко не все подобные места Священного Писания, нечто похожее мы можем найти и в Евангелиях. К примеру, в 10-й главе Евангелия от Марка, отрывок из которой сегодня звучит в православных храмах во время литургии.
Прозвучавшая сейчас евангельская история прекрасно известна любому христианину, невозможно, читая Евангелие, пройти мимо неё, ведь она встречается сразу у трёх евангелистов: Матфея, Марка и Луки. Само по себе столь частое её повторение свидетельствует о крайней важности этой истории. В ней мы видим как раз то, о чём написал апостол Павел в Послании к Галатам: раскрытие вопроса соотнесения наших человеческих усилий и действий Божиих. Мы видим некоего человека, который ни в чём не согрешил против закона, он абсолютно всё делал правильно, однако он не нашёл в себе сил сделать то, что превосходило норму закона, он не смог отдать всё и последовать за Христом, и это свидетельствует о недостатке веры у пришедшего к Спасителю человека. Поэтому мы можем сделать первый вывод: жизнь по закону вовсе не подразумевает наличие живой и деятельной веры, тем более что в израильском обществе как-то иначе, чем по закону, жить было довольно непросто, потому как закон Моисея был и общественным законом. Собственно, нечто подобное мы видим и в современном Израиле, к примеру, там среди прочего в субботу перестаёт работать общественный транспорт, и даже тот, кто не считает для себя необходимым соблюдать субботний покой, вынужден претерпевать некоторые ограничения своей повседневной активности. Конечно, в Израиле эпохи земной жизни Христа подобные ограничения были значительно строже, а потому и соблюдение закона строилось, как правило, не на вере, а на общественном договоре.
Но то, что повелел богатому человеку сделать Христос, выходило за очерченные законом рамки, и требовало веры, которой не оказалось у этого человека. Апостолы очень чутко уловили возникшую коллизию, а потому и «ужаснулись от слов Спасителя» (Мк. 10:24), апостолы поняли, что речь здесь идёт не о конкретных делах закона и не о частном требовании Христа, вопрос стоит значительно шире, и слова Христа означают, что не существует перечня тех действий, тщательное исполнение которых помогло бы человеку обрести жизнь вечную. Никакими усилиями человека сделать это не представляется возможным. Об этом сказал и сам Христос: «Человекам это невозможно» (Мк. 10:27). Но Господь продолжил Свои слова и добавил: «но не Богу, ибо всё возможно Богу». Спасает человека Бог, и делает Он это не в качестве награды за правильную сумму действий, Он это делает потому, что не желает человеку погибели, но Бог не нарушает свободы человеческой воли, и если человек сам хочет погибнуть, то Бог может оказаться бессильным. Все наши благие дела — это всего лишь проявления воли к спасению, это своего рода воззвание к Богу о том, чтобы Он пришёл и спас нас, и, проявляя свою волю таким образом, мы открываем путь для спасительного действия Божия.
Читать далее
епископ Переславский и Угличский Феоктист