Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Грехи, как мы все знаем, бывают разными по своей тяжести. Так, никто не поставит знак равенства между осуждением в мыслях и убийством, или же между недостаточно внимательной молитвой и воровством. Но есть среди грехов и те, которые имеют тяжесть значительно большую, чем любой из подпадающих под осуждение уголовным кодексом грехов. Причём грех этот для государственного закона и вовсе незаметен, однако он прекрасно заметен для Бога. О нём мы можем услышать в том отрывке из 9-й и 10-й глав Евангелия от Марка, который звучит сегодня во время литургии в православных храмах. Имя этому греху — соблазн, источником которого может по неосторожности стать любой человек.
01 Отправившись оттуда, приходит в пределы Иудейские за Иорданскою стороною. Опять собирается к Нему народ, и, по обычаю Своему, Он опять учил их.
Из контекста только что прозвучавшего отрывка Евангелия от Марка ясно, что не только один грех от другого отличается своей тяжестью, но и соблазны тоже отличаются друг от друга. Можно, скажем, соблазнить человека съесть недозволенный постным уставом кусочек молочного шоколада, а можно лишить человека веры во Христа. Спаситель здесь упомянул второй вид соблазна, сказав так: «Кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня» (Мк. 9:42).
Многие толкователи Евангелия от Марка отмечали, что эти Свои слова Христос адресовал не широкому кругу учеников, не фарисеям и не книжникам, а апостолам. Легко понять, почему Он поступил таким образом.
Всем нам прекрасно известно, что ничто так не отторгает людей от Церкви, как грехи христиан, особенно же священнослужителей, и чем выше в церковной иерархии находится человек, тем разрушительнее будут его грехи. Конечно же, Спаситель это прекрасно понимал, а потому Его предостережение — в первую очередь предостережение всем нам, тем, кто имеет честь перед своим именем произносить слово, указывающее на священный сан.
В продолжение размышления о соблазнах Господь сказал, что человека соблазнить может не только другой человек, но и само наше тело. Было бы слишком вульгарным понимать слова Спасителя как указание лишь на те грехи, которые именуются плотскими, нет, речь идёт о значительно более серьёзных вещах, в частности, о том, что избыточное попечение о теле заставляет нас идти на нравственные преступления, которые становятся соблазном для других людей.
Ответственность за такие грехи чрезвычайно высока, а потому нам стоит всеми силами стараться их избегать. Но как это сделать? Ответ довольно прост, он содержится в аскетическом учении Церкви: мы не должны позволять плоти диктовать свои условия, но, чтобы начать над ней господствовать, нам необходимо научиться делать то малое, что рекомендует делать Церковь всем своим чадам: регулярно молиться дома, участвовать в церковных таинствах, не пренебрегать постами и помнить, что всё перечисленное мы должны исполнять до той поры, пока по воле Божией не разлучимся с нашими телами.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далееЗдравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
С христианской точки зрения жизнь человека представляет собой борьбу с «духами злобы поднебесными» и с собственным падшим естеством, которое постоянно подвергается различным соблазнам и тянет нас вовсе не туда, куда следовало бы. Безусловно, эта христианская концепция принимается лишь христианами, да и то не всеми, среди нас есть и те, кто полагает, что во внутренней борьбе нет никакого смысла, при этом они ссылаются на слова апостола Павла из Послания к Галатам, эти слова говорят о том, что Христос «искупил нас от клятвы закона» (см. Гал. 3:13). Однако, сам апостол в других местах своих посланий прямо писал о том, что христианам надлежит духовно бодрствовать и всегда быть начеку, собственно, и сама военная аналогия по отношению к христианской жизни тоже принадлежит апостолу Павлу. Конечно же, Павел писал это всё не в качестве какого-то личного измышления, он всего лишь транслировал то, чему был научен от Христа. А научен он был в высшей степени серьёзному отношению к духовной жизни, такому, о котором мы можем прочитать в 9-й и 10-й главах Евангелия от Марка. Отрывок из этих глав звучит сегодня во время богослужения в православных храмах. Давайте послушаем его.
01 Отправившись оттуда, приходит в пределы Иудейские за Иорданскою стороною. Опять собирается к Нему народ, и, по обычаю Своему, Он опять учил их.
Нет никого смысла говорить о том, что прозвучавшие сейчас слова Христа невозможно понимать буквально. Невозможно это делать хотя бы по той причине, что Господь пришёл в мир не для того, чтобы наносить кому бы то ни было раны, а для нашего всецелого исцеления, как духовного, так и физического, собственно, именно этим — исцелением — Спаситель и занимался все годы Своего земного служения.
По сути, все Его речи посвящены ответу лишь на один вопрос: каким образом человек может вернуться туда, откуда он ниспал после грехопадения наших прародителей? Мы знаем, что после грехопадения изменилось само наше естество, оно стало похожим на естество животных, мы стали заложниками наших инстинктов и нашей биологической составляющий, а ещё все это оказалось помножено на особенности нашей воли, которая каким-то непостижимым образом влечёт нас совсем не туда, куда указывает Бог. Как следствие, нас соблазняет не только внешний мир или же бесовские силы, мы умудряемся соблазнять, то есть уводить от спасительного пути, сами себя: нам мешают наши собственные руки, ноги и глаза. Конечно, этот перечень ограниченный и условный, он лишь указывает на то, что само наше тело несёт в себе потенциал греховного соблазна, который мы с успехом реализуем. Но бороться с грехом путём уничтожения тела — абсурд, потому как проказа греха живёт не в какой-то отдельной части наших тел, эта проказа поразила тело как таковое, она затронула каждую клетку нашего организма.
А потому мы нуждаемся в целостном исцелении, и Господь показывает нам, как можно достичь требуемого результата: нужна решимость, причём такая, которой сложно подобрать какое-то сравнение. Она должна быть значительно сильнее, чем решимость тех людей, которые решают в одиночку переплыть океан на маленьком судне, больше решимости альпинистов и марафонцев, больше любой другой решимости, потому как любая другая решимость ограничена временем — никакое плавание, никакое восхождение и никакой марафон не может длиться всю жизнь, тогда как решимость следовать за Христом во что бы то ни стало должна сопровождать нас до нашего последнего вздоха, и мы, если хотим достичь успеха, не имеем права на какие-либо послабления. Конечно, это вовсе не означает, что в жизни человека, во всём и всегда следующего евангельскому пути нет места радости и утешению, оно есть, но их даёт Сам Спаситель, а потому и путь Христов исполнен той радости, которую не может понять и вместить живущий вне евангельского благовестия мир.
Читать далее
епископ Переславский и Угличский Феоктист