Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Однажды мне подарили — не поверите! — какую-то очень симпатичную белую пластмассовую палочку. Причём подарили с намёком — а ну-ка, сообрази, что это и зачем? Я долго крутил её в руках — и так, и сяк — она была достаточно плотная, но при этом относительно гибкая. Не буду дальше разворачивать интригу — но эта палочка очень нам поможет лучше понять отрывок из 8-й главы Евангелия от Марка, который читается сегодня в храмах за богослужением.
Я подозреваю, что вы уже догадались, что надо было сделать с той палочкой, о которой я сказал в начале программы, — её надо было... надломить внутри — и тогда происходило чудо: она начинала ярко светиться на протяжении нескольких часов! Я-то и не знал, что с этими светящимися палочками давно ходит молодёжь на всякого рода концерты, фестивали, их также активно используют туристы. Но сам принцип — чтобы заработало, надо сломать внутреннюю капсулу — меня побудил задуматься.
Апостол Пётр, реагируя по-человечески понятно на слова Христа о грядущих Своих крестных страданиях, смерти и воскресении, исходил из позиции, очень схожей с моей: зачем что-то ломать, рушить — когда и так всё — хорошо? Неужели нельзя обойтись без таких радикальных поступков? Другими словами, вопрос Петра — перенесённый в ситуацию с моей палочкой — выглядел так: смотрите, какая очаровательная вещь, давайте оставим её, как она есть!
Но вот в чём загвоздка: светящаяся палочка начинает осуществлять замысел её создателей только через... внутренний слом: тогда смешиваются реагенты — и она начинает испускать свет! Пока палочка целая — она будет лежать годами, десятилетиями — и никому от неё светлее не станет! Но через свою смерть — а слом и есть начало её смерти! — она станет источником света — причём именно через это протяжённое во времени умирание — а для окружающих — свечение.
Вот в чём причина столь жёсткой отповеди Петру со стороны Иисуса — отойди от меня, сатана! — потому что именно человеческая жалость, из которой и исходил Пётр, становилась преградой для осуществления высшего призвания Сына Божия на нашей земле — через Крест, смерть и воскресение восстановить союз человечества с Небесным Отцом.
Так что всякий раз, когда мы оказываемся перед выбором — пожалеть или всё же, переступив через «слишком человеческую» жалость, помочь другому родиться в новом качестве — хорошо бы вспомнить сегодняшний евангельский эпизод — и ответ для нас будет очевиден!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далееЗдравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Человек есть мера всех вещей, говорили древние греки и смысл этого изречения можно свести к тому, что человек всё определяет по себе, всё меряет своей человеческой мерой. Да и как иначе, ведь на то он и человек! Разве может быть по-другому? Христос отвечает на этот вопрос в отрывке из 8-й главы Евангелия от Марка, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
В центре сегодняшнего чтения разговор Иисуса Христа с апостолом Петром. Причём начинается он очень необычно, потому что Пётр отзывает Учителя в сторону и пытается с ним спорить.
Из Евангелий мы знаем, что со Христом постоянно спорили фарисеи и книжники. Его периодически искушали саддукеи и иродиане. И те, и другие задавали Спасителю, как им казалось, каверзные вопросы, на которые Он с лёгкостью отвечал. Они были настроены враждебно и суть их нападок сводилась к тому, чтобы показать несостоятельность учения этого проповедника из Назарета. Порой, они бывали настолько возмущены Его словами, что порывались Его убить, что в итоге и осуществили. В отличие от них, апостолы были теми, кто пошёл за Христом, будучи уверены в Его мессианстве. Для них Он не просто странствующий проповедник, но Учитель, который ведёт их к вечной жизни, к торжеству в Царствии Небесного. Они очень ценят Христа как учителя, что, собственно, заметно из спора, который пытается вести Пётр как старший из апостолов. Всё дело в том, что в отличие от остальных спорщиков, Пётр пытался спасти Христа и отговаривал Его идти на страдания и смерть.
Что же на эти уговоры отвечает Петру Христос?
Обычно, все обращают внимание на то, что Спаситель прогоняет своего ученика с глаз долой и даже называет его сатаной. Однако это вовсе не означает, что Господь ассоциирует апостола со злым духом. Слово сатана по-еврейски переводится как противник или клеветник, то есть тот, кто искажает истину и враждует против неё. Такое прочтение подтверждается и тем, что дальше Спаситель поясняет причину своего возмущения. Она в том, что Пётр думает о человеческом, а не о Божьем, то есть стремится к человеческому, а не к Божьему. Но к чему же ещё Петру стремиться, он ведь человек? Но и Христос ведь знает, что говорит. Более того, судя по Его реакции, всё это для него крайне важно. Важно, что Пётр, хотя и человек, должен думать о Божьем и стремиться к Божьему.
Почему же это так? Ответ прост. Человек — творение Божее. Он обладает разумом и свободной волей, но полноценно живёт тогда, когда исполняет волю Того, Кто его сотворил. Речь не о том, чтобы человек думал о себе как о Боге, но о том, чтобы он думал о себе как о человеке. Но думал именно по-божьему, как первоначально и было задумано. С библейской точки зрения человек без Бога — просто земля. Именно Бог как Творец берёт прах земной и создаёт из него живое существо, наделённое Его собственным, Божественным образом.
Пётр назвал Христа Мессией, но о чём он при этом думал? О том, что мессия — Царь и будучи Его учеником он сможет рассчитывать на хороший общественный статус.
О чём же думал Христос, когда с гневом отвечал Петру? О том, что лучший статус для человека — быть таким, каким задумал его Бог.
Путь этот кажется очень сложным, ведь для самого Спасителя он означает путь на Голгофу. В то же время для каждого у Бога свой замысел, и путь каждого может быть наполнен трудностями в разной мере. Однако каким бы он ни был, чтобы пройти по нему, нам надо научиться, отвергнув всё, брать свой крест и следовать за Христом.
Читать далее
протоиерей Павел Великанов