Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Однажды меня пригласили поисповедовать и причастить одного тяжело больного человека в онкологическое отделение. Больной лежал в стерильном боксе — и надо было пройти долгую процедура всяких переодеваний, обеззараживаний и надевания защит, чтобы быть туда допущенным. Наблюдая все эти предосторожности, неожиданно для себя я остро осознал, насколько опасны — смертельно опасны! — для ослабленного организма могут быть бактерии и вирусы, среди которых проходит наша обычная жизнь.
Отрывок из 8-й главы Евангелия от Марка, который читается сегодня в храмах за богослужением, поможет нам ещё глубже понять, в чём опасность не материальных, но духовных «микробов».
Почему Иисус так остро, с такой искренней болью, реагирует на непонимание Его слов учениками? Он — так же, как и врач в гематологическом отделении, — прекрасно понимает, насколько губительной может быть кажущаяся совсем незначительной мелочь. Мы ведь живём не только среди невидимых невооружённым глазом вирусов и бактерий — но и среди различных мыслей, впечатлений, идей, ценностей, шаблонов — которые, сами того не замечая, впитываем, усваиваем в себя — а они могут оказаться той самой «закваской фарисейской», которая быстро может «переквасить» весь наш внутренний мир.
Откровенно говоря, потрясает та легкомысленность, с которой мы погружаемся в бурные информационные потоки — наивно полагая, что к нам ничего не «прилепится». Но так же, как будет смертельно опасным небрежение приходящего к больному в стерильный бокс, — может оказаться фатальным невнимательность к тому, что слышат наши уши, видят глаза, думает мозг.
Святитель Феофан Затворник для того, чтобы сохранить святыню человеческого сердца в чистоте и незапятнанности грехом, настоятельно советовал всем духовную практику «внутрьпребывания» — неотступного присутствия вниманием у «дверей сердца» — и наблюдения за тем, кто там оказывается — враг ли с чем-то опасным и подозрительным, или же друг с добрым и полезным. В качестве критерия различения он предлагал следующее: прежде всего, это слово Божие — если что-то явно идёт вразрез с ним, то это — точно от лукавого. Второй критерий — досознательный отклик сердца: если оно смущается, возмущается, раздражается — скорее всего, этот важный «звоночек изнутри» нельзя проигнорировать.
Если бы мы действительно так относились к своему внутреннему миру — внимательно, бережно, вдумчиво отделяя должное от дурного — представляете, какой бы благодатной почвой стало бы наше сердце для прорастания там всех тех нежных, но и восхитительных в своей красоте, ростков праведности и чистоты — которые среди буйных зарослей страстей и суетливого мельтешения мы и заметить-то не можем?...
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далееЗдравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. В современном мире способность доказать свою точку зрения воспринимается как естественная. В детстве мы могли сказать один другому: «Чем докажешь?» и, если человек не мог доказать, — веры ему было меньше, ведь просто так сказать можно, что угодно. Но насколько такой способ общения применим в отношениях с Богом? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 8-й главы Евангелия от Марка, который звучит сегодня в храмах во время богослужения.
Сегодняшнее чтение начинается с того, что фарисеи подходят ко Христу и начинают требовать от него чудес с неба. При этом из начала главы мы узнаём, что незадолго до этого в другом месте Спаситель совершил чудо умножения хлебов, накормив четыре тысячи человек. Апостолы всё это видели, так как в этом массовом кормлении непосредственно участвовали. Однако реакция Христа на требующих чуда фарисеев коренным образом отличалась от Его же реакции на голодных людей, которые пришли к Нему из разных мест и вечером не могли найти себе еду. В ответ на нужду одних — Спаситель совершил чудо, в то время как услышав требования других — глубоко вздохнул и ничего совершать не стал. Только задал вопрос: для чего этим людям знамение? Они всё равно его не получат. Кто-нибудь наивно может спросить: почему это так? Неужели это не жестоко? Может быть, они поверили бы? Но чудес и знамений вокруг Христа было предостаточно и все, кто хотели поверить, поверили.
Представим ситуацию, в которой один человек требует от другого дружбы. «Дружи со мной», — говорит он. — «Будь мне верен! Будь предан! Имей со мной общие интересы! Желай со мной разговаривать! Стремись к общению!» Все эти просьбы и требования звучат абсурднее одно другого и в контексте дружбы это совершенно очевидно. Почему? Да потому что дружба начинается с личного выбора, когда в своём сердце и мыслях человек устремляется к другому. То же самое можно сказать о вере. Как верующий, так и неверующий человек знает, что дело вовсе не в доказательствах и знамениях, потому что сначала он совершает внутренний выбор и принимает решение в своём сердце, а потом уже так или иначе воспринимает всё остальное.
Спаситель не ответил на требования фарисеев не потому, что не любил их или был жестокосердным. Он пришёл ради спасения всех людей, и тех, кто от Него чего-то требовал, конечно, в том числе. Но как совершить за человека правильный выбор? Никак. Он может сделать это только самостоятельно.
Глубокий вздох Христа свидетельствовал о печали, которая наполняла Его сердце, ведь те, кто были призван поверить в Его мессианство, не были готовы к элементарному доверию, так что знамения не было им дано.
Из второй части чтения видно, что апостолы далеко не сразу поняли многое из того, что Христос говорил, но их отношение к Спасителю было совершенно иным, и в конце концов Он пояснял им всё, что их смущало. Так же, как к фарисеям, пусть и не в физическом смысле, Спаситель приходит в жизнь каждого из нас. Однако для того, чтобы наша встреча была плодотворной, нам стоит не требовать чудес, но открыться Богу с доверием, отвечая на которое Он успокоит наши сердца.
Читать далее
протоиерей Павел Великанов