Евангелие дня - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM
притча о сокровище

Евангелие от Луки, Глава 12, стихи 16-21

Выбор комментатора
Читает и комментирует
протоиерей Павел Великанов
Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Антоний Борисов
Евангелие от Луки, Глава 12
Читать далее
протоиерей Павел ВеликановЧитает и комментирует протоиерей Павел Великанов

Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Среди многоцветья русской классической литературы есть одно произведение, которое в точности повторяет содержание притчи из 12-й главы Евангелия от Луки, которая сегодня читается в православных храмах за богослужением. Догадаетесь, о каком шедевре русской письменности идёт речь?

Глава 12.

16 И сказал им притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле;

17 и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих?

18 И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и всё добро мое,

19 и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись.

20 Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?

21 Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет.

Не сомневаюсь, что вы догадались: речь идёт о «Господах Головлёвых» Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина. Но писатель не только развернул эту короткую притчу в пространный роман, но и со свойственным автору трагикомизмом довёл до предела абсурдность ценностных ориентиров главных героев.

Автор романа в нескольких местах, описывая самое существо Иудушки Головлёва, использует замечательное слово — «прах». Похоронив свою мать, Арину Петровну, Иудушка стоит перед могилой — и вот как автор описывает его состояние: «открывавшаяся перед его глазами могила уносила последнюю связь его с живым миром, последнее живое существо, с которым он мог делить прах, наполнявший его. И что отныне этот прах, не находя истока, будет накопляться в нём до тех пор, пока окончательно не задушит его».

Какое необычайно глубокое, точное описание чуждой Христа души! Отметим при этом, что Иудушка был не просто «традиционно благочестив»: нет, он был нарочито «сверхблагочестив» — но его это не только не спасло, но и, напротив, ещё сильнее увеличило разрывающее изнутри лицемерие! Всё то, что у обычного, «стандартного» грешника, приводит к раскаянию, перемене, живительному осознанию ошибок — у Иудушки мгновенно превращалось в прах — только по наружности походивший на молитву, пост, благоразумие и другие дела благочестия.

Безудержное, безумное, саморазрушающее служение «праху» — с неизбежным трагическим концом — так можно было бы резюмировать судьбу главных героев. И сегодняшняя притча Евангелия однозначно свидетельствует: попытка «собирать сокровище» в себя, ради себя — всегда заканчивается выжженной изнутри пустыней сердца.

Но в притче есть и ответ — как можно этого избежать! Ключевое понятие — «излишки», то, в надежде сохранения чего богач и разрушает свои старые кладовые. Угомонись бы он, отдав нуждающимся всё то, что Бог ему послал «сверх» ожидаемого, смотришь, и жизнь бы его не так быстро оборвалась, да и, кто знает, однажды ощутив радость не от приобретения, а от милосердия, от добровольного освобождения себя от обладания — возможно, и вся жизнь его могла бы обрести совершенно новый, вдохновляющий и преображающий, смысл!


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Читать далее
Читает и комментирует священник Антоний Борисов

Можно ли предугадать свою судьбу? Некоторым народам казалось, что можно. В ряде культур материальное благополучие, например, служило доказательством богоизбранности. Во всяком случае, такое мнение бытовало в Израиле времён Христа. Именно в таком смысловом контексте следует понимать отрывок из двенадцатой главы Евангелия от Луки, который читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.

Глава 12.

16 И сказал им притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле;

17 и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих?

18 И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и всё добро мое,

19 и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись.

20 Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?

21 Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет.

В полной мере понять содержание евангельских притчей невозможно без знания исторического и культурного контекста. Взять хотя бы прозвучавшую историю про безумного богача. Для современников Спасителя она имела самый настоящий скандальный оттенок, так как разрушала устоявшийся религиозный стереотип. Заключался он в следующем. Богатство есть признак богоугодности.

Подобный вывод делался древними иудеями на основании повествования о ветхозаветных праведниках — Аврааме, Иакове, Иове и иных. Все они, как повествует Писание, свято блюли заповеди Божии. И за это приобретали от Господа благополучие как духовное, так и материальное. Но Христос и не собирался спорить с ветхозаветным восприятием праведности. Он всего лишь призывал Своих слушателей не останавливаться в своих рассуждениях на материальных ценностях как таковых. А посмотреть, как распоряжались ими святые древнего Израиля.

Для Авраама и иных праведников их богатство не представляло чего-то самоценного. И уж точно не служило объектом для поклонения. Материальное благополучие стало для них инструментом для служения ближним. Иными словами — средством для продолжения исполнения заповедей о любви к Богу и людям. К сожалению, данный аспект многими современниками Христа оказался просто забыт. На первое место вышло богатство как симптом богоизбранности.

И именно такое неверное понимание становится объектом критики Христа. При этом Спаситель не осуждает богатство как таковое. На месте материальных ценностей может оказаться что угодно, что превращается из-за неверного отношения человека в идола. А значит вытесняет память о Боге. Грех неразумного богача проявил себя, конечно же, в эгоизме. Иными словами, в служении себе, самопоклонении. Герой притчи забыл — благодаря Кому на его полях выросла та самая пшеница.

Богач посчитал, что он теперь может быть богом в обустроенном им самим на земле суррогате царства небесного. Что амбары, набитые зерном, гарантируют ему долгое и радостное существование. Но не тут-то было. В ту же ночь богач умер, не успев порадоваться накопленному имуществу. Завершает Спаситель свою речь таким выводом — «Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет». Эти слова применимы опять же не только к деньгам или материальному имуществу, но в принципе к любому явлению или объекту, имеющему для нас характер греховного сокровища, занимающего в жизни место Бога.

Такое сокровище окажется камнем на шее, который утянет нас в глубину одиночества и мучения. А если дарованные Богом блага мы будем использовать как средство служения людям, то тогда сокровище, наоборот, станет трамплином, благодаря которому состоится наше воспарение в небесные обители Отца Небесного. Потому будем проявлять мудрость, верно расставляя приоритеты в нашей жизни. Чтобы не ошибиться и не променять вечную радость святости на скоротечное наслаждение эгоизма.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Читать далее
Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!
01.12.2024воскресенье
Слушать на мобильном

Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.

Слушайте подкасты в iTunes и Яндекс.Музыка, а также смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.

Мы в соцсетях
ОКВКТвиттерТГ