Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Среди многоцветья русской классической литературы есть одно произведение, которое в точности повторяет содержание притчи из 12-й главы Евангелия от Луки, которая сегодня читается в православных храмах за богослужением. Догадаетесь, о каком шедевре русской письменности идёт речь?
Не сомневаюсь, что вы догадались: речь идёт о «Господах Головлёвых» Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина. Но писатель не только развернул эту короткую притчу в пространный роман, но и со свойственным автору трагикомизмом довёл до предела абсурдность ценностных ориентиров главных героев.
Автор романа в нескольких местах, описывая самое существо Иудушки Головлёва, использует замечательное слово — «прах». Похоронив свою мать, Арину Петровну, Иудушка стоит перед могилой — и вот как автор описывает его состояние: «открывавшаяся перед его глазами могила уносила последнюю связь его с живым миром, последнее живое существо, с которым он мог делить прах, наполнявший его. И что отныне этот прах, не находя истока, будет накопляться в нём до тех пор, пока окончательно не задушит его».
Какое необычайно глубокое, точное описание чуждой Христа души! Отметим при этом, что Иудушка был не просто «традиционно благочестив»: нет, он был нарочито «сверхблагочестив» — но его это не только не спасло, но и, напротив, ещё сильнее увеличило разрывающее изнутри лицемерие! Всё то, что у обычного, «стандартного» грешника, приводит к раскаянию, перемене, живительному осознанию ошибок — у Иудушки мгновенно превращалось в прах — только по наружности походивший на молитву, пост, благоразумие и другие дела благочестия.
Безудержное, безумное, саморазрушающее служение «праху» — с неизбежным трагическим концом — так можно было бы резюмировать судьбу главных героев. И сегодняшняя притча Евангелия однозначно свидетельствует: попытка «собирать сокровище» в себя, ради себя — всегда заканчивается выжженной изнутри пустыней сердца.
Но в притче есть и ответ — как можно этого избежать! Ключевое понятие — «излишки», то, в надежде сохранения чего богач и разрушает свои старые кладовые. Угомонись бы он, отдав нуждающимся всё то, что Бог ему послал «сверх» ожидаемого, смотришь, и жизнь бы его не так быстро оборвалась, да и, кто знает, однажды ощутив радость не от приобретения, а от милосердия, от добровольного освобождения себя от обладания — возможно, и вся жизнь его могла бы обрести совершенно новый, вдохновляющий и преображающий, смысл!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далееМожно ли предугадать свою судьбу? Некоторым народам казалось, что можно. В ряде культур материальное благополучие, например, служило доказательством богоизбранности. Во всяком случае, такое мнение бытовало в Израиле времён Христа. Именно в таком смысловом контексте следует понимать отрывок из двенадцатой главы Евангелия от Луки, который читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.
В полной мере понять содержание евангельских притчей невозможно без знания исторического и культурного контекста. Взять хотя бы прозвучавшую историю про безумного богача. Для современников Спасителя она имела самый настоящий скандальный оттенок, так как разрушала устоявшийся религиозный стереотип. Заключался он в следующем. Богатство есть признак богоугодности.
Подобный вывод делался древними иудеями на основании повествования о ветхозаветных праведниках — Аврааме, Иакове, Иове и иных. Все они, как повествует Писание, свято блюли заповеди Божии. И за это приобретали от Господа благополучие как духовное, так и материальное. Но Христос и не собирался спорить с ветхозаветным восприятием праведности. Он всего лишь призывал Своих слушателей не останавливаться в своих рассуждениях на материальных ценностях как таковых. А посмотреть, как распоряжались ими святые древнего Израиля.
Для Авраама и иных праведников их богатство не представляло чего-то самоценного. И уж точно не служило объектом для поклонения. Материальное благополучие стало для них инструментом для служения ближним. Иными словами — средством для продолжения исполнения заповедей о любви к Богу и людям. К сожалению, данный аспект многими современниками Христа оказался просто забыт. На первое место вышло богатство как симптом богоизбранности.
И именно такое неверное понимание становится объектом критики Христа. При этом Спаситель не осуждает богатство как таковое. На месте материальных ценностей может оказаться что угодно, что превращается из-за неверного отношения человека в идола. А значит вытесняет память о Боге. Грех неразумного богача проявил себя, конечно же, в эгоизме. Иными словами, в служении себе, самопоклонении. Герой притчи забыл — благодаря Кому на его полях выросла та самая пшеница.
Богач посчитал, что он теперь может быть богом в обустроенном им самим на земле суррогате царства небесного. Что амбары, набитые зерном, гарантируют ему долгое и радостное существование. Но не тут-то было. В ту же ночь богач умер, не успев порадоваться накопленному имуществу. Завершает Спаситель свою речь таким выводом — «Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет». Эти слова применимы опять же не только к деньгам или материальному имуществу, но в принципе к любому явлению или объекту, имеющему для нас характер греховного сокровища, занимающего в жизни место Бога.
Такое сокровище окажется камнем на шее, который утянет нас в глубину одиночества и мучения. А если дарованные Богом блага мы будем использовать как средство служения людям, то тогда сокровище, наоборот, станет трамплином, благодаря которому состоится наше воспарение в небесные обители Отца Небесного. Потому будем проявлять мудрость, верно расставляя приоритеты в нашей жизни. Чтобы не ошибиться и не променять вечную радость святости на скоротечное наслаждение эгоизма.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далее
протоиерей Павел Великанов