Евангелие дня - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Евангелие от Луки, Глава 9, стихи 57-62

Выбор комментатора
Читает и комментирует
епископ Переславский и Угличский Феоктист
Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Дмитрий Барицкий
Евангелие от Луки, Глава 9
Читать далее
епископ Феоктист ИгумновЧитает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Возможно ли быть христианином так, чтобы ни в чём себя не ограничивать? Несмотря на наши многочисленные попытки найти на этот вопрос утвердительный ответ, Евангелие крайне категорично: нет, это абсолютно невозможно. Такой ответ мы слышим и сегодня в православных храмах, в которых во время литургии звучит отрывок из 9-й главы Евангелия от Луки.

Глава 9.

57 Случилось, что когда они были в пути, некто сказал Ему: Господи! я пойду за Тобою, куда бы Ты ни пошел.

58 Иисус сказал ему: лисицы имеют норы, и птицы небесные - гнезда; а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову.

59 А другому сказал: следуй за Мною. Тот сказал: Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего.

60 Но Иисус сказал ему: предоставь мертвым погребать своих мертвецов, а ты иди, благовествуй Царствие Божие.

61 Еще другой сказал: я пойду за Тобою, Господи! но прежде позволь мне проститься с домашними моими.

62 Но Иисус сказал ему: никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия.

Услышанный нами отрывок из Евангелия от Луки содержит три кратких диалога Спасителя с обратившимися с нему людьми. Все эти диалоги связаны со следованием за Христом: кто-то сам хотел пойти за Спасителем, кому-то Господь первым предложил пойти за Собой. Однако, каждый из этих диалогов заканчивается ничем, люди отходят в недоумении, ведь, как оказалось, следование за Христом не даёт никаких преимуществ в этой жизни, более того, оно может лишить человека и того, что он имел, такая жизнь требует от человека немедленного отстранения от всего, чем он жил ранее, она не позволяет медлить, оглядываться назад, и она не считается с естественными человеческими чувствами.

Список того, чего лишается решивший последовать за Христом человек, можно продолжать очень долго, а закончить его можно физической жизнью, ведь именно её отдавали за Христа мученики. Для внешнего по отношению к христианству человека всё это крайне непонятно. В самом деле: для чего нужно идти за Христом, исполнять Его повеления и менять себя, если это не может принести никакой выгоды? К мученикам тоже есть вопросы: зачем идти на смерть, если можно немного слукавить, отречься от Христа «понарошку», а потом принести покаяние и жить дальше?

Ответ на все эти и схожие с ними вопросы может быть только одним: любовь. Тот, кто любит, не станет думать о собственной выгоде. Тот, кто любит, не ждёт нужного времени и удачного стечения обстоятельств, чтобы быть с любимым, конечно, жизнь неизбежно вносит свои коррективы, но любовь всё равно понуждает людей быть вместе, несмотря ни на что, а награда здесь — сама любовь. Спаситель же предлагает нам не только любовь, но и блаженную вечность, то есть ту любовь, которая не ограничена сроками нашей физической жизни.

Существует неисчислимое количество историй о том, какие преграды люди преодолевали ради земной человеческой любви. Истории христианских мучеников — это истории про любовь к Богу. Все мы прекрасно понимаем, что не бывает любви без испытаний, понимаем, что любовь требует от нас изменений, и никому эти изменения не даются легко.

Так и с христианством: если нам кажется, что можно просто верить во Христа и никак не менять свою жизнь, то это точно такая же иллюзия, как и мысль, что можно быть женатым, и продолжать жить исключительно своими собственными интересами без какой-либо оглядки на жену, или же иметь детей, но жить так, будто бы ты ничем, кроме уроков, не обременённый ученик средней школы. Такое невозможно. Ну а тот, кто думает иначе, неизбежно столкнётся с печальными и даже трагическими последствиями собственного неразумия.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Читать далее
Читает и комментирует священник Дмитрий Барицкий

Что такое быть христианином? Это привилегия, обязанность, а, может, это просто культурный статус? Ответ на этот вопрос содержится в том отрывке из 9-й главы Евангелия от Луки, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.

Глава 9.

57 Случилось, что когда они были в пути, некто сказал Ему: Господи! я пойду за Тобою, куда бы Ты ни пошел.

58 Иисус сказал ему: лисицы имеют норы, и птицы небесные - гнезда; а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову.

59 А другому сказал: следуй за Мною. Тот сказал: Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего.

60 Но Иисус сказал ему: предоставь мертвым погребать своих мертвецов, а ты иди, благовествуй Царствие Божие.

61 Еще другой сказал: я пойду за Тобою, Господи! но прежде позволь мне проститься с домашними моими.

62 Но Иисус сказал ему: никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия.

Очевидно, что во время проповеди Христа многие хотели оказаться в числе Его учеников. Людей привлекал образ Иисуса как известного учителя мудрости и чудотворца. Быть рядом с таким человеком, входить в его ближайшее окружение казалось престижным. При этом не все из кандидатов в ученики отчётливо понимали, от чего им придётся ради этого ученичества отказаться и какие кардинальные изменения привилегия быть рядом со Христом принесёт в их жизнь. В только что прозвучавшем отрывке Господь возвращает таких мечтателей на землю.

Из Его слов следует, что, если человек решился стать Его учеником, он должен смириться с той мыслью, что у него не будет даже своего постоянного угла, где он сможет отдохнуть. Теперь он в полном распоряжении Бога. Он исполнитель Его воли, глашатай Его Царства. Одним словом, он может забыть о том, что такое стабильность, предсказуемость, личная жизнь. То есть всё то, что мы называем простым человеческим счастьем. И судьба апостолов Христовых, а также многочисленных святых Церкви — яркое тому подтверждение. Практически никакого личного пространства и личного времени. Вся жизнь — служение Богу и людям.

Эти слова напрямую касаются и всякого из нас. И речь идёт не о том, что нам следует продать квартиру, машину, оставить семью и отправиться странствовать за тридевять земель. Говоря о том, что, как и Ему, Его подлинным ученикам негде будет приклонить главу, Христос указывает на масштаб изменений, которые должны произойти в нашей душе. Раньше я жил для себя, устраивал свой личный мир. Теперь я так жить не могу. Цель моей жизни — во всех своих делах искать и исполнять волю Бога. Раньше мой эгоизм подсказывал мне, что я должен говорить, чувствовать, думать, как я должен действовать, чтобы быть максимально эффективным в достижении своих целей. А теперь каждый раз я должен сверять свои желания и мотивы с Евангелием. Каждый раз в новой ситуации, при встрече с любым человеком я останавливаюсь и спрашиваю: Господи, а как мне следует поступить в этом случае? Господи, а что Ты хочешь от меня сейчас? Господи, а принесёт ли мой поступок пользу окружающим? Теперь я не только регулярно обращаюсь к Творцу, я ещё и во всех ситуациях стараюсь действовать по-новому. Раньше обидно шутил — сейчас заставляю себя произносить комплимент. Раньше сплетничал — теперь прикусываю язык или перевожу разговор на другую тему. Раньше лгал — теперь говорю правду, даже если она лично мне невыгодна. Раньше был агрессивен — теперь стараюсь снисходить к человеческим слабостям.

И так во всём. И так весь день. Согласитесь, это серьёзная работа. Это же постоянное внутреннее напряжение, непрестанный анализ своей души. Постоянное осознавание, что на самом деле лежит в основе моих привычных мыслей, чувств, слов и поступков. Так ли возвышенны и благородны мои мотивы? Это боль, потому честно признаваться себе в самообмане больно. Это дискомфорт. Потому что, если признался, необходимо что-то делать, что-то менять, нарушать привычный ритм жизни — покидать старый уютный угол.

Неудивительно, что некоторые, интуитивно ощутив смысл слов Спасителя, хотят уклонится от Него под разными вескими предлогами. Один ссылается на необходимость похоронить отца. Другой вспоминает о родственниках, с которыми надо попрощаться. Ответ Спасителя довольно жёсткий. Но не потому, что Он бессердечен. А потому, что Господь видит лукавство сердец этих искателей лёгкой духовности. Не будем уподобляться им. Если пошли за Христом, постараемся не оглядываться назад. У того, кто оглядывается, борозда жизни получается кривая. Тот, кто отважно идёт вперёд, не теряет, но приобретает в итоге то единственное, ради чего можно оставить всё на свете. Обретает свою душу, самого себя, Царство Небесное.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Читать далее
Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!
30.11.2024суббота
Слушать на мобильном

Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.

Слушайте подкасты в iTunes и Яндекс.Музыка, а также смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.

Мы в соцсетях
ОКВКТвиттерТГ