Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Верующие люди иногда употребляют выражение «гнев Божий», которое на первый взгляд совершенно понятно и ни в каких объяснениях не нуждается. Но так ли всё просто и что оно означает на самом деле? Очень образный и в то же время вполне ясный ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 13-й главы Евангелия от Луки, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Как-то в юности я стоял на службе в храме, который был посвящён Покрову Пресвятой Богородицы, и услышал разговор двух прихожанок:
— Что-то тебя давно не было видно, совсем наш храм забросила? — спросила первая.
— Да нет, я хожу. Только вот ноги совсем болят, приходится поближе к дому, — ответила другая.
Комментарий первой меня поразил до глубины души. «Смотри, — сказала она, — а то Божья Матушка так скрутит, вообще ходить не сможешь»! Долго я потом ходил под впечатлением, думая о том, как Бог, Божья Матерь и святые могут восприниматься людьми, если те не потрудятся и не очистят их образы от греховных человеческих черт. Ведь иногда люди верят, что Бог чуть ли ни завистлив и уж точно гневлив, и обидчив.
Но разве такой образ мы встречаем в лице Иисуса Христа? Того, кто сказал апостолу Филиппу «видевший Меня, видел Отца». Того, о ком апостол Иоанн сказал, что Он как сын Божий, явил нам Бога... Наконец, Того, Кто по несказанной любви взошёл ради спасения людей на крест? Разве Христос или Его Пречистая Матерь будут кого-то мстительно скручивать? Звучит это, конечно, кощунственно.
В сегодняшнем евангельском чтении мы слышим печальные слова Христа, сказанные им об Иерусалиме, который будто бы стремился погубить всех пророков, обличавших народное нечестие. И хотя пророки, да и Сам Спаситель проповедовали и исцеляли столько, сколько должно, и никаких угроз не боялись, люди со своей стороны редко принимали их проповедь. «Сколько раз Я хотел собрать детей твоих, как птица, собирающая птенцов» — в этих словах Христа не только боль, но и явная отсылка к девяностому псалму царя и пророка Давида, в котором человеку, доверяющему Богу, сказано: «перьями Своими осенит тебя и под крыльями Его будешь безопасен». Внешне Иерусалим Богу доверял, но, когда Бог воплотился, не узнал Его и даже видя невероятные чудеса, от Него в лице Христа отказался.
Что же на это ответил Сам Спаситель? Как Он отреагировал на этот отказ? С гневом послал на город и жителей громы и молнии? Моровую язву, которая заставила бы его жителей страдать? Нет, нет и нет. «Се оставляется дом ваш пуст». Всё. Никаких проклятий, никаких угроз со Своей стороны. Христос знал, что от прекрасного храма не останется камня на камне, но не мог насильно обратить к Себе тех, кто отказывался верить чудесам и внимать проповедям. В этих словах Спасителя общий принцип того, что на самом деле скрывается за выражением «гнев Божий». Насколько это возможно, Бог остаётся с человеком и поддерживает его, но порой оставляет нас один на один с обстоятельствами нашей жизни, чтобы мы, почувствовав одиночество и сиротство, устремились к Нему, как птенцы устремляются под крылья матери.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далееЗдравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Внимательному читателю Евангелия не может не бросаться в глаза, что Евангелие содержит массу неразрешимых вопросов. На какие-то из них мы всё же можем получить некоторые, пусть и не совсем убедительные, ответы, если обратимся к толкованиям и комментариям, а какие-то навсегда останутся без какого-либо ответа. Но не стоит пугаться появления вопросов, напротив, нужно стремиться к ним, ведь они помогают обрести интерес к Евангелию и начать исследовать его как можно глубже, находя всё новые и новые грани заложенных в него смыслов. 13-я глава Евангелия от Луки содержит в себе немало загадок, одна из них есть и в том отрывке из этой главы, который сегодня звучит в православных храмах во время богослужения.
Вопрос, который возникает при прочтении этого евангельского отрывка, кажется вполне естественным и очевидным: почему фарисеи вдруг решили оказать Христу услугу и предупредить его об опасности, исходящей от Ирода Антипы? Конечно, этот вопрос нельзя назвать вопросом первостепенной важности, но несмотря на это от ответа на него во многом зависит понимание некоторых значимых аспектов земного служения Христа.
Первый из возможных ответов предполагает, что фарисеи не были некоей однородной массой. Те люди, которых евангелисты обозначают этим словом, отличались друг от друга так же, как отличаются друг от друга представители любой иной группы людей. Мы знаем, что святые праведные Иосиф Аримафейский и Никодим тоже были фарисеями, но это вовсе не помешало им войти в христианские святцы, не помешало фарисейство и апостолу Павлу, который никогда не отрекался от своего фарисейства, после обращения ко Христу Павел отрёкся от своих прежних грехов и заблуждений, но фарисейство как таковое Павел не считал ни грехом, ни заблуждением. Да и Сам Христос изначально обращал Свою проповедь именно к этой группе людей, следовательно, Он тоже не считал их неисправимо порочными. Поэтому вполне можно предположить, что кто-то из фарисеев Галилеи относился ко Христу благожелательно и решил предупредить Его об опасности.
Второй ответ не так снисходителен к фарисеям, он представляет собой противоположность первому ответу и предполагает, что задача фарисеев была как раз в том, чтобы Спаситель ушёл из Галилеи в Иерусалим, в котором было значительно больше радикально настроенных иудеев, кроме того, в Иерусалиме собирался синедрион, а потому именно там можно было взять Христа под стражу и провести над Ним суд. Если принять за истинное такое прочтение этой евангельской истории, то, скорее всего, никакого плана Ирода по убийству Христа не существовало, и фарисеи попросту решили напугать Спасителя, прикрывшись именем Ирода, который был всем известен своей ничем не мотивированной жестокостью и деспотичностью.
Однако против такого прочтения есть очень важный аргумент: Христос отреагировал на предостережение фарисеев не только речью об Иерусалиме как месте гибели пророков, а также предсказанием о Своей Смерти в Иерусалиме, помимо этого Спаситель велел передать нечто Ироду, из чего можно сделать вывод, что Ирод и в самом деле имел какое-то отношение к этой истории, ведь Христа невозможно было обмануть, и Он не стал бы упоминать Ирода, если бы Ирод не был причастен к происходящему.
Потому более вероятным видится наш первый ответ, и из него можно сделать, как кажется, довольно важный вывод: среди фарисеев было немало тех, кто с уважением и почтением относился ко Христу, а это в свою очередь означает, что такие люди могут быть в абсолютно любом сообществе, и наша проповедь Христа Воскресшего не должна ограничиваться лишь какой-то одной аудиторией, она должна простираться как можно дальше, ведь именно так поступали и Христовы апостолы.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далее
священник Стефан Домусчи