Евангелие от Луки, Глава 13, стихи 31-35
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Верующие люди иногда употребляют выражение «гнев Божий», которое на первый взгляд совершенно понятно и ни в каких объяснениях не нуждается. Но так ли всё просто и что оно означает на самом деле? Очень образный и в то же время вполне ясный ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 13-й главы Евангелия от Луки, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Как-то в юности я стоял на службе в храме, который был посвящён Покрову Пресвятой Богородицы, и услышал разговор двух прихожанок:
— Что-то тебя давно не было видно, совсем наш храм забросила? — спросила первая.
— Да нет, я хожу. Только вот ноги совсем болят, приходится поближе к дому, — ответила другая.
Комментарий первой меня поразил до глубины души. «Смотри, — сказала она, — а то Божья Матушка так скрутит, вообще ходить не сможешь»! Долго я потом ходил под впечатлением, думая о том, как Бог, Божья Матерь и святые могут восприниматься людьми, если те не потрудятся и не очистят их образы от греховных человеческих черт. Ведь иногда люди верят, что Бог чуть ли ни завистлив и уж точно гневлив, и обидчив.
Но разве такой образ мы встречаем в лице Иисуса Христа? Того, кто сказал апостолу Филиппу «видевший Меня, видел Отца». Того, о ком апостол Иоанн сказал, что Он как сын Божий, явил нам Бога... Наконец, Того, Кто по несказанной любви взошёл ради спасения людей на крест? Разве Христос или Его Пречистая Матерь будут кого-то мстительно скручивать? Звучит это, конечно, кощунственно.
В сегодняшнем евангельском чтении мы слышим печальные слова Христа, сказанные им об Иерусалиме, который будто бы стремился погубить всех пророков, обличавших народное нечестие. И хотя пророки, да и Сам Спаситель проповедовали и исцеляли столько, сколько должно, и никаких угроз не боялись, люди со своей стороны редко принимали их проповедь. «Сколько раз Я хотел собрать детей твоих, как птица, собирающая птенцов» — в этих словах Христа не только боль, но и явная отсылка к девяностому псалму царя и пророка Давида, в котором человеку, доверяющему Богу, сказано: «перьями Своими осенит тебя и под крыльями Его будешь безопасен». Внешне Иерусалим Богу доверял, но, когда Бог воплотился, не узнал Его и даже видя невероятные чудеса, от Него в лице Христа отказался.
Что же на это ответил Сам Спаситель? Как Он отреагировал на этот отказ? С гневом послал на город и жителей громы и молнии? Моровую язву, которая заставила бы его жителей страдать? Нет, нет и нет. «Се оставляется дом ваш пуст». Всё. Никаких проклятий, никаких угроз со Своей стороны. Христос знал, что от прекрасного храма не останется камня на камне, но не мог насильно обратить к Себе тех, кто отказывался верить чудесам и внимать проповедям. В этих словах Спасителя общий принцип того, что на самом деле скрывается за выражением «гнев Божий». Насколько это возможно, Бог остаётся с человеком и поддерживает его, но порой оставляет нас один на один с обстоятельствами нашей жизни, чтобы мы, почувствовав одиночество и сиротство, устремились к Нему, как птенцы устремляются под крылья матери.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов