Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. К сожалению, у многих из нас есть не только положительный, но и отрицательный опыт общения с верующими людьми. И это при том, что христиане чаще многих других говорят о добре и призывают к добрым отношениям между людьми. Почему же опыт общения с христианами такой разный и какими ученики Иисуса из Назарета должны быть на самом деле? Ответ на эти вопросы прикровенно звучит в отрывке из 12-й главы Евангелия от Луки, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Печально, но некоторые люди говорят о том, что, погружаясь в христианскую жизнь, они становятся всё более и более нетерпимыми. Не столько в вероучительном плане, так как большинство окружающих людей о своей вере не говорят, но в плане чужого поведения и внешности. Если они при этом ещё и читали Писание, они могут привести для обоснования своего подхода сегодняшний евангельский отрывок. Страшные слова о том, что пришествие Христово в этот мир разделит людей. Слова эти действительно сказаны, но как они в подобных случаях интерпретируются? Бог даёт нам новые правила и все, кто этим правилам не подчиняются, должны быть осуждаемы и отвергаемы. Не подходит под них муж или жена, будем обличать или отвергнем... Не подходят дети, будем также обличать и читать нотации. Будто бы огонь, который Господь желал принести с неба, — это огонь обличения грешников и вообще всех тех, кто не соответствует твоим взглядам.
Но это ли имел в виду Спаситель? Упоминая разделения, говорил ли Он о конфликтах, возникших на почве осуждения Его учениками всех остальных? Уверен, нет. «Крещением должен Я креститься, — говорит Он, — и как Я томлюсь, пока это совершится»! Но о каком крещении речь, если от Иоанна в Иордане Он уже крестился? Это крещение в смерть, конечно. Спаситель хочет скорее исцелить человека, явив ему в этой жертве любовь Божию и призвав самого человека к жертвенной любви. Разделения, о которых говорит Господь, — это разделения, живущих по любви, и тех, кто жить по любви отказывается. Это не просто конфликты, к примеру, любителей строгого дресс-кода и свободного стиля. Лучшим примером того, о чём говорил Христос, всегда были мученики. Это не они были готовы мучить кого-то за нарушение заповедей, но нарушители заповедей гнали тех, поведение которых мешало им жить спокойно, было бельмом в глазу.
Самое поразительное, что Спаситель практически не обличал простых грешников. Он ни в коем случае не оправдывал их грехов, не считал их нормой, но самих людей при этом подбадривал Своим присутствием и наставлением. А вот фарисеев и лицемеров, которые только и делали, что осуждали всех вокруг, Господь обличал постоянно, ведь вместо того, чтобы судить других, они должны были начать с себя, со своего внутреннего соперника, со своей совести. Наведи порядок в своём сердце и живи по любви и пусть не твои обличения, но твои добрые дела зовут людей к Богу.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далееЗдравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Иерархия ценностей, которая изложена в Священном Писании, весьма далека от той, которую исповедует современное общество, а потому мало кто из нас без каких бы то ни было размышлений и терзаний может сказать, что Бог должен быть на первом месте и что Бог — высшая ценность. Не семья, не здоровье, не государство, не что-либо иное, но только Бог. Ну а тот человек, который не на словах лишь, но и на деле поставит Бога на первое место, столкнётся с уймой проблем: его перестанут понимать родственники и друзья, он станет чужим в рабочем коллективе, ему вообще станет сложно жить. Но Христос предупреждал, что будет именно так. Давайте послушаем звучащий сегодня во время богослужения в православных храмах отрывок из 12-й главы Евангелия от Луки, в котором содержится это предупреждение Христа.
Смысл Священного Писания состоит в возвещении всего лишь двух заповедей, ну а множество слов Писания — это расширенный комментарий к ним. Христос эти две заповеди сформулировал так: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф. 22:37–40). Конечно, этим слова Священного Писания о необходимости любви к Богу и людям не ограничиваются, и если говорить об отношении к нашим ближним, то невозможно не вспомнить о тех словах Писания, которые также вошли во все перечни заповедей: «Почитай отца твоего и мать твою, [чтобы тебе было хорошо и] чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, даёт тебе» (Исх. 20:12). Ну а книга Второзаконие сформулировала эту последнюю заповедь предельно категорично: «Проклят злословящий отца своего или матерь свою!» (Втор. 27:16). Помимо этого, Евангелие от Иоанна сохранило для нас и такие слова Христа: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам» (Ин. 14:27). Эти и многие другие слова Ветхого и Нового Заветов должны привести нас к мысли, что любовь к Богу, выражающаяся через любовь к людям, а также усилия, направленные на сохранение мира, должны быть абсолютным приоритетом для любого христианина.
Однако наряду с процитированными библейскими словами существуют и те, которые, как кажется на первый взгляд, нарушают общий смысл Писания и звучат диссонансом. Именно такие слова мы услышали сегодня в отрывке из 12-й главы Евангелия от Луки: «Думаете ли вы, что Я пришёл дать мир земле? Нет, говорю вам, но разделение; ибо отныне пятеро в одном доме станут разделяться, трое против двух, и двое против трёх: отец будет против сына, и сын против отца; мать против дочери, и дочь против матери; свекровь против невестки своей, и невестка против свекрови своей» (Лк. 12:51–53).
Получается, что в Евангелии от Луки Христос говорит о том, что Он принёс на землю не мир, но разделение, а в Евангелии от Иоанна мы читаем, что Христос принёс мир. Ветхий Завет требует почитания отца и матери, а Христос говорит, что Он разделит детей и родителей. Как можно первое совместить со вторым?! И как вообще понимать слова про разделение?!
Над этими вопросами задумывались многие прославленные Церковью толкователи Евангелия. Так, святителю Амвросию Медиоланскому принадлежит прекрасный и, как кажется, исчерпывающий комментарий: «Подобает ставить людские дела после божественных! Нужно исполнять долг почтения к родителям, но ещё более — к Творцу родителей; к Нему мы должны испытывать благодарность за родителей! А если они не признают Отца, как можешь признать их ты? Итак, Господь говорит, что нужно Бога предпочесть всем, но не призывает отказаться от родных. В другой книге мы читаем: Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня (Мф. 10:37). Тебе не запрещают любить родителей, но запрещают предпочитать их Богу. Твои родные — благословение Господа, и нельзя любить принятый от Бога дар больше Бога».
Сложно не согласиться со святителем Амвросием. Однако, если человек пойдет за Христом есть вероятность того, что выбор такого человека не будет принят его ближним кругом, и тогда возникнет дилемма: предпочесть Христа или родственников? Евангелие и святоотеческая христианская традиция дают ясный и недвусмысленный ответ на этот вопрос: Христос выше всего и всех, а потому всё прочее должно быть приведено в соответствие с этой иерархией ценностей, и такое приведение как раз и станет исполнением заповедей о любви и к Богу, и к ближним.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далее
священник Стефан Домусчи