Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
С точки зрения Священного Писания любой человек искажён грехопадением наших прародителей. Именно по этой причине мы обречены умереть, по этой же причине нам крайне непросто воспринимать волю Божию о нас. Однако Бог не оставлял, не оставляет и никогда не оставит попечение о человеке, в эпоху Ветхого Завета Он неоднократно посылал пророков, которые должны были открывать людям волю Божию, и вполне естественно, что многим это не нравилось, особенно же тем, кто считал себя знающими Бога. Такие люди делали всё, чтобы заставить пророков замолчать. Во все времена у них есть идейные последователи, о печальной участи таких людей мы можем прочитать в 11-й и 12-й главах Евангелия от Луки, отрывок из которых звучит сегодня в православных храмах во время литургии.
01 Между тем, когда собрались тысячи народа, так что теснили друг друга, Он начал говорить сперва ученикам Своим: берегитесь закваски фарисейской, которая есть лицемерие.
Крайне наивно было бы полагать, что кому-то из нас понравилось бы общение с израильскими пророками древности в том случае, если бы они жили в наше время и в нашей местности. Пророки отнюдь не были приятными людьми, и в их речах довольно непросто найти добрый отзыв о ком бы то ни было. Зато обличительных слов они оставили по себе в избытке. Но кому нравятся обличения? Таких людей совсем немного, и встретить их — большая удача. Чаще же всего мы крайне болезненно воспринимаем критику даже тогда, когда она исходит от близких и любящих нас людей. Пророки же обличали не только каких-то нечестивых царей, они зачастую обрушивали критику на весь народ, и потому им мало кто симпатизировал. Неудивительно, что люди пытались всеми силами заставить пророков замолчать, и если пророк был истинным, то остановить его проповедь можно было лишь одним способом — его физическим устранением.
Однако время неизбежно показывает правоту пророков. Оказывается, они не были фанатиками и не были сумасшедшими, их грозные слова были не их выдумкой, а словами Бога, и Бог всегда исполнял то, что говорил через посланных Им людей. Естественно, что со временем развился культ пророков, люди начали полагать, что если бы пророки жили в их время, то они были бы услышаны, что они избежали бы насильственной смерти.
Но так ли это?
Спаситель, как мы только что услышали, считал, что почитание пророков без соответствующей пророческому учению жизни — лицемерие, которое указывает на солидарность с действиями гонителей пророков. Конечно же, мы не можем спорить с Сердцеведцем Богом, мы можем лишь приложить Его слова к самим себе и подумать о том, в какой степени мы готовы слушать, слышать и исполнять обличающие нас слова как Священного Писания, так и наших близких. Если мы умеем это делать, и делать с благодарностью, то мы — наследники пророков, если же нет, то у нас есть ещё время, чтобы с Божией помощью изменить свой подход к самим себе, к ближним и к Богу.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далееЛк., 62 зач., XI, 47 - XII, 1
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами священник Стефан Домусчи. Обычно, когда люди кому-нибудь угрожают, они внутренне желают, чтобы возмездие совершилось и было вполне реальным. Но что же происходит, когда угрожает Бог? Ответ на этот вопрос можно услышать в отрывке из 11-й и 12-й глав Евангелия от Луки, который звучит сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
01 Между тем, когда собрались тысячи народа, так что теснили друг друга, Он начал говорить сперва ученикам Своим: берегитесь закваски фарисейской, которая есть лицемерие.
Окончание 11-й главы Евангелия от Луки — текст очень напряжённый, потому что проповедь Христа, первоначально обращённая к простому народу, переросла в обличение фарисеев, книжников и законников. И хотя некоторые фарисеи и законники пытались сгладить беседу и даже говорили, что Его обвинения звучат обидно, Спаситель обращал к ним горькие слова, подобно тому, как судье приходится выносить приговор или врачу озвучивать диагноз.
Законники, как это понятно из их названия, побуждали людей как можно точнее соблюдать закон Моисея. В принципе это было правильно, если бы они сами подавали остальным пример. Однако, соблюдая только то, что им удобно, — ритуальные нормы не касавшиеся их сердца, они не соблюдали главного — любви к ближнему, в чём входили в противоречие с пророками, обличавшими такой подход к закону. Христос указывает на случаи расправы грешников над праведниками. Эти, последние, своей жизнью раздражали и злили тех, кто жил иначе, потому что становилось очевидно, что праведность возможна и дело в желании и свободном выборе. При этом со временем, когда почитание убитого пророка становилось внешней, практически религиозной обязанностью, их дети, такие же законники, строили им гробницы. Может возникнуть вопрос: а что же им ещё оставалось делать? Ну хотя бы памятники строили! Им оставалось жить так, как завещали пророки, но они жили так же, как их отцы. Возводили памятники мёртвым и гнали живых.
Сожалея и произнося горькие слова в сторону законников, Спаситель говорит о том, что с их рода в итоге взыщется кровь всех праведников, которых они погубили, начиная от праведного Авеля. Это уточнение звучит необычно, ведь Каин никак не выглядит законником. Но дело не в наличии или отсутствии закона, а в том, как человек относится к Богу и к ближнему. Каин, также как и законники, убивавшие пророков, формально принёс жертву Богу и Тот не принял её. Увидев же, что жертва Авеля принята, он понял, что праведность брата обличает его и за эту праведность его возненавидел. В этом смысле Каин и законники — люди одного рода, формалисты, живущие своими интересами, лицемерные и жестокие, которые никому не прощают, ни искренности, ни праведной жизни.
Что же с ними произойдёт? И почему в итоге кровь всех этих праведников взыщется от этого нечестивого рода? Взыскать нечто — это заставить платить по счетам или, проще говоря, призвать к ответственности. Это взыскание и призыв к ответу будет заключаться в том, что жизни людей, которые ни сами в законе не разобрались, ни окружающих не смогли научить, но вели себя жестоко и лицемерно, будет подведён страшный, но закономерный итог.
Христос любит всех людей. Печалясь о законниках, о книжниках и фарисеях, Он обращает к ним строгие слова, в которых можно увидеть горькое лекарство, призванное привести их к исправлению. Заботясь о нас, Спаситель предупреждает нас беречься закваски фарисейской, то есть не допускать лицемерия даже в мелочах.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далееТолько что прозвучавший евангельский отрывок посвящен теме лицемерия. Что такое лицемерие и кто такой лицемер? Порой считается, что это человек, который делает что-то на виду у других, как говорится, напоказ. Это не совсем так. Ведь множество дел мы вынуждены совершать в присутствии окружающих. Кроме того, порой именно на виду необходимо совершить что-то доброе, чтобы научить человека. Примерно так мы ведём себя, например, с детьми или подчинёнными. При этом нередко нами руководят самые искренние мотивы.
Лицемерие начинается тогда, когда мы делаем добро, лишь желая казаться добрыми. Для нас важно, чтобы люди считали нас хорошими. Чтобы у нас была репутация добродетельного человека. Как говорил отец Молчалина, персонажа комедии «Горе от ума» Грибоедова: «...угождать всем людям без изъятья». Вот кредо лицемера. Он хочет получить от этого определённую выгоду. Нередко мы делаем это осознанно. Но порой эта модель поведения так глубоко входит в наше сердце, что мы лицемерим сами, не отдавая себе в этом отчёт. Это становится нашим образом жизни. Окружающие чувствуют это наше двоедушие по отношению к ним, хотя и не могут уловить нас в явном обмане. Итак, лицемерие — это несоответствие между действительным состоянием нашего сердца и нашими словами и поступками по отношению к людям.
Однако это не самая опасная разновидность лицемерия. Порой мнение окружающих нас не особо волнует. При этом мы беспокоимся о том, что о нас подумает Бог и мы сами. Мы хотим быть хорошими в своих глазах и в глазах Творца. Но при этом меняться и работать над собой нам не особо хочется. И тогда человек создаёт внутри себя очень искусную систему защиты из самооправданий. Он словно прячет от самого себя своё настоящее «я» в кокон, сплетённый из очень тонкой и едва заметной паутины. Любое грязное движение своего сердца, которое приводит в итоге к неблаговидному чувству, мысли или поступку, он способен объяснить и представить в самом выгодном свете. Как ни странно, особенно преуспевает в этом человек с развитым интеллектом и склонный к глубокой рефлексии. Этот порок был настолько распространен среди иудейских лидеров, что Господь даже говорит о нём, как о закваске. То есть как об основе всего образа жизни фарисеев и книжников. Они очень искусно объясняли свою надменность, высокомерие и жестокосердие при помощи Священного Писания и разного рода религиозных предписаний. Богословски там было всё выверено так, что комар носу не подточил бы. Эта способность была у них настолько развита, что они с легкостью объяснили своей совести даже распятие Мессии.
Подобное лицемерие настолько заразно и широко распространено, что Спаситель предостерегает от него и Своих учеников, а, следовательно, и всех нас. Ведь и мы склонны очень искусно оправдывать свой распухший эгоизм и больное самолюбие, используя для этого те или иные моменты церковной традиции. Наше сердце жаждет безграничной власти, и мы становимся для своих домашних диктаторами, указывая им на учение Церкви о послушании. Из нас выплёскивается обида и злость, а мы твердим слова апостола о том, что не зря начальник носит меч на своем бедре; у нас есть склонность к подхалимству, а мы ищем цитаты, где говорится о смирении. И так далее.
Христианская традиция предлагает средство борьбы с подобным дурманом — бескомпромиссная честность. Честность перед собой самим собой, людьми и Богом. Начинается она с того, мы без всякой жалости к самим себе и своим обстоятельствам сверяем свои чувства, мысли, слова и поступки с Евангелием Христовым, которое всё о жертвенном служении Богу и людям. И делаем это не раз в год, когда готовимся к исповеди, а на ежедневной основе, в каждой новой ситуации. Результатом такой работы является искренность, то есть понимание того, кто есть я на самом деле, и как следствие мир с собой, подлинная близость с Творцом и теми, кто нас окружает.
Читать далее
епископ Переславский и Угличский Феоктист