Евангелие от Луки, Глава 11, стихи 47-54
Евангелие от Луки, Глава 12, стихи 1
Лк., 62 зач., XI, 47 - XII, 1
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами священник Стефан Домусчи. Обычно, когда люди кому-нибудь угрожают, они внутренне желают, чтобы возмездие совершилось и было вполне реальным. Но что же происходит, когда угрожает Бог? Ответ на этот вопрос можно услышать в отрывке из 11-й и 12-й глав Евангелия от Луки, который звучит сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
01 Между тем, когда собрались тысячи народа, так что теснили друг друга, Он начал говорить сперва ученикам Своим: берегитесь закваски фарисейской, которая есть лицемерие.
Окончание 11-й главы Евангелия от Луки — текст очень напряжённый, потому что проповедь Христа, первоначально обращённая к простому народу, переросла в обличение фарисеев, книжников и законников. И хотя некоторые фарисеи и законники пытались сгладить беседу и даже говорили, что Его обвинения звучат обидно, Спаситель обращал к ним горькие слова, подобно тому, как судье приходится выносить приговор или врачу озвучивать диагноз.
Законники, как это понятно из их названия, побуждали людей как можно точнее соблюдать закон Моисея. В принципе это было правильно, если бы они сами подавали остальным пример. Однако, соблюдая только то, что им удобно, — ритуальные нормы не касавшиеся их сердца, они не соблюдали главного — любви к ближнему, в чём входили в противоречие с пророками, обличавшими такой подход к закону. Христос указывает на случаи расправы грешников над праведниками. Эти, последние, своей жизнью раздражали и злили тех, кто жил иначе, потому что становилось очевидно, что праведность возможна и дело в желании и свободном выборе. При этом со временем, когда почитание убитого пророка становилось внешней, практически религиозной обязанностью, их дети, такие же законники, строили им гробницы. Может возникнуть вопрос: а что же им ещё оставалось делать? Ну хотя бы памятники строили! Им оставалось жить так, как завещали пророки, но они жили так же, как их отцы. Возводили памятники мёртвым и гнали живых.
Сожалея и произнося горькие слова в сторону законников, Спаситель говорит о том, что с их рода в итоге взыщется кровь всех праведников, которых они погубили, начиная от праведного Авеля. Это уточнение звучит необычно, ведь Каин никак не выглядит законником. Но дело не в наличии или отсутствии закона, а в том, как человек относится к Богу и к ближнему. Каин, также как и законники, убивавшие пророков, формально принёс жертву Богу и Тот не принял её. Увидев же, что жертва Авеля принята, он понял, что праведность брата обличает его и за эту праведность его возненавидел. В этом смысле Каин и законники — люди одного рода, формалисты, живущие своими интересами, лицемерные и жестокие, которые никому не прощают, ни искренности, ни праведной жизни.
Что же с ними произойдёт? И почему в итоге кровь всех этих праведников взыщется от этого нечестивого рода? Взыскать нечто — это заставить платить по счетам или, проще говоря, призвать к ответственности. Это взыскание и призыв к ответу будет заключаться в том, что жизни людей, которые ни сами в законе не разобрались, ни окружающих не смогли научить, но вели себя жестоко и лицемерно, будет подведён страшный, но закономерный итог.
Христос любит всех людей. Печалясь о законниках, о книжниках и фарисеях, Он обращает к ним строгие слова, в которых можно увидеть горькое лекарство, призванное привести их к исправлению. Заботясь о нас, Спаситель предупреждает нас беречься закваски фарисейской, то есть не допускать лицемерия даже в мелочах.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов