Почему нечистый дух вселяется в человека и делает его одержимым? И как избежать этой злой напасти? Ответ на этот вопрос содержится в отрывке из 11-й главы Евангелия от Луки, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Одержимость нечистыми духами — болезнь, широко распространённая во времена Иисуса Христа. Ведь до прихода Спасителя дьявол господствовал в этом мире безраздельно. Яркой иллюстрацией этого являются древние мифы, сказки и легенды. На свой лад, порой в довольно мягких тонах, они изображают ситуацию, в которой духовые существа проявляют себя в природе и жизни человека повсеместно. И нередко это взаимодействие становилось для людей тяжким бременем. Люди изнывали от тирании тёмной ипостаси духовного мира. А потому изгнание бесов, которые, как паразиты, присасывались к человеческим душам и телам, было одним из значимых деяний евангельской проповеди Господа. Так Христос подчёркивал тот факт, что безграничной власти лукавого на земле пришёл конец. Сатана связан. Воздух очистился. Духовная атмосфера перестала быть тяжёлой и затхлой. И это, безусловно, является одним из признаков пришествия Царства Божия на землю.
То, что говорит Господь дальше, весьма важно. После пришествия Иисуса Христа дьявол всё ещё может заполучить человека. Но теперь лишь в том случае, если сам человек даёт ему доступ к себе. Именно на это Господь указывает в прозвучавшей сейчас притче. Дом нашей души в безопасности до тех пор, пока мы его охраняем. Говоря иначе, пока мы не даём повода лукавому проникнуть к нам в сердце. А что может быть таким поводом? Для этого не обязательно заниматься чернокнижием, гаданием и ворожбой. Для нечистого духа вполне достаточно, если мы проваливаемся в страх, неприязнь, претензии, раздражение, недовольство, зависть, злобу, обиду и другие подобные состояния. Это лазейка, через которую он заползает к нам в сердце и начинает там понемногу хозяйничать. Нам становится тяжело жить. Душно. Будто тысячи пиявок высасывают жизненную энергию из нашей души. И нередко мы живём в этом состоянии годами. В душевной немирности и беспокойстве. Это тоже своеобразная одержимость. Это тоже связано с миром тёмных сил.
Почему же мы не можем избавиться от этой тирании лукавого? Просто потому, что дом своей души мы охраняем в одиночку. Мы слишком надеемся на себя. Мы сами знаем, как именно должна протекать наша жизнь. У нас всегда есть свой план, и мы очень расстраиваемся, если что-то идёт не так, как мы себе наметили. Даже если называем себя верующими людьми и ходим в церковь, мы редко в течение дня останавливаемся и советуемся с Богом. Мы не привыкли брать паузу, отвлекаться от своих мыслей, чувств и проектов и, прислушиваясь к своему сердцу, задавать вопрос: а точно ли Господь хочет, чтобы я сейчас действовал так, как я действую? Мы не привыкли выпадать из суеты жизни ради Евангелия. Мы идём в потоке. В своей колее. Отсюда и те чувства, которые открывают дверь лукавому.
Сегодня Господь призывает нас остановиться. Приучить себя ежедневно, ежечасно перепроверять свои мысли, чувства, слова и поступки Евангелием. Выработать у себя навык ежедневно, ежечасно обращаться к Богу с просьбой указать верный путь. Не действовать в привычных ситуациях автоматически, рефлекторно, а научиться слушать своё сердце. Советоваться с духовно более опытными людьми о том, как этого добиться. Подкреплять себя силами в церковных таинствах. Весь этот комплекс духовных мероприятий и есть та защита, о которой говорит Господь. Без неё дом моей души будет разграблен. Я опять окажусь в порабощении у нечистого. Ведь «кто не собирает со Мною, тот расточает», — предупреждает нас Христос.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далееЗдравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Вам когда-нибудь приходилось видеть нераскрывшийся бутон цветка, погибший от первых заморозков? Печальное зрелище — ещё немного, и явился бы миру чудесный, ароматный цветок — но, увы, мороз сковал его крепко и не позволил реализоваться. В сегодняшнем Евангелии мы услышим, какие силы способны поступить с человеческой душой также, как мороз — с бутоном. Давайте внимательно послушаем чтение из 11й главы Евангелия от Луки, которое сегодня звучит за богослужением в православных храмах.
Этот евангельский эпизод очень важен для понимания того, как действует в человеке демоническая сила — и как — Божественная. Демон, оказавшись внутри, как бы «запирает», «затыкает» человеческую природу, не позволяет ей раскрываться «от себя самой»: продолжая наш образ, демоны «подмораживают» человека и тем самым его лишают свободы. В норме у нас есть всё, что позволяет нам и слышать, и говорить — без словесного общения человек обречён на очень ущербную жизнь. Это происходит, когда дьявольская сила как бы «связывает» человеческую природу своей властью и становится источником непрекращающегося страдания.
Зададимся вопросом: а в чем же интерес бесов в этом «связывании» человеческой природы? Порабощённый демоном человек не может раскрыться и тем самым реализовать Божественный замысел о себе. Другими словами, оказавшийся в плену у диавольских сил — это «минус один» потенциальный боец в ряду воинов Божественного света. Причем без разницы, где именно окажется этот человек подловлен диаволом: главное, чтобы не дать ему развиться, раскрыться во всей полноте. Вот в чём и заключается коварство диавола: ему сам человек вообще не интересен, главное, чтобы у Бога было как можно меньше дееспособных сторонников.
Здесь, конечно же, следует чётко разделить грех и бесовскую одержимость. Да, любой грех — это, можно сказать, ущербность, «потеря боекомплекта». Но одержимость — уже попадание в плен, когда не сам человек собой распоряжается, а те, кто получили над ним власть. Чем больше грехов — тем больше шансов оказаться в полном плену: сопротивляться-то уже нечем! Поэтому есть только один способ сохранить свободу от диавольских ловушек: не грешить, всеми силами стремиться развивать добродетели и всячески избегать грехов — и больших, и малых.
Действие же Божественной благодати в душе человека — совершенно иное. Она не пытается «схватить» и «удержать» человека в своей власти, как это делает бесовская сила, не «упраздняет» и не «затыкает» природу — но, напротив, становится добрым, согревающим природу Светом — в лучах которого человек раскрывается во всей красоте, так, как это и было задумано Творцом. Это раскрытие — естественное, не принудительное, не вынужденное: ощутив зов Небесного Отца, душа сама по себе начинает тосковать по родному дому, по Небесному Отечеству — и в этом глубинном устремлении прорываться сквозь любые ошибки и пороки, грехи и глупости. Но это движение возможно лишь при условии хотя бы относительной, но всё же свободы — которую одержимый бесом уже не имеет.
Вот почему мы и слышим в Евангелии, что Христос Спаситель изгоняет бесов из людей — даруя возможность исцелённым снова встать в строй воинов Света. Дыханием Своего Божественного Духа Христос дует на «подмороженные» диаволом души живых людей — и те оживают, сбрасывают с себя ледяную скорлупу зависимости — и снова возвращаются в полноценную, настоящую жизнь.
Как же важно помнить о том, что любой грех, совершаемый нами — своего рода «трещина» в нашей изоляции души, сквозь которую незаметно может пробраться леденящий душу смертоносный холод — и при первых признаках «охлаждения души» срочно искать, где же мы допустили оплошность!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далееХристианство требует от человека непрестанной бодрости ума и умения видеть суть событий. Без этих навыков вряд ли получится стать последователем Христа Спасителя. Только что прозвучавшая евангельская история убедительно показывает, что неспособность здраво оценивать реальность чревата очень странными и совершенно неверными выводами.
В этой истории мы видим исцеление Господом Иисусом Христом немого человека, видим реакцию окружающих, которые, будучи негативно настроенными по отношению к Спасителю, сделали вывод, что исцеление совершено «силою веeльзевула, князя бесовского». Можно, конечно, поразмышлять о том, какими негодными людьми были оппоненты Христа, можно вспомнить о всех их прегрешениях и о том, что иудаизм первого века по Рождестве Христовом был сосредоточен на внешнем соблюдении религиозного обряда без сердечного проникновения в его суть. В конечном же итоге можно порадоваться тому, что мы — не они.
Проблема же в том, что люди — это всегда люди. У нас у всех одинаково устроены тела, мы мыслим одними и теми же шаблонами, мы переживаем одно и то же. Даже грешим мы патологически однотипно. Следовательно, неспособность видеть, очевидные, как кажется со стороны, вещи — это не исключительное свойство критически настроенных по отношению ко Христу иудеев, это общая человеческая беда.
Спаситель был, с одной стороны, благочестивым израильтянином, Он, как и Его Пречистая Матерь, соблюдал все установления иудаизма, а с другой — Он уклонялся от соблюдения того, что противоречило смыслу данного через Моисея закона. Господь, к примеру, отказывался делить людей на чистых и нечистых, Он не считал, что в субботу запрещено творить добрые дела и помогать людям, Он скептически относился к нарочитым постным дням фарисеев. Естественно, что Его пренебрежение устоявшимися формами благочестия рождало недоверие к Нему со стороны приверженцев этих форм. Постепенно недоверие переросло в открытую ненависть не только к Нему Самого, но и ко всему, что Он делал. Проявление ненависти мы видим и в этом евангельском отрывке: Спаситель помог человек избавиться от немоты, но вместо признания Его заслуг, Он получил обвинение в сотрудничестве с бесовскими силами. Логика в этом если и есть, то крайне искажённая.
Но вот в чем дело. Точно такая же искажённая логика действует и в нас тогда, когда какой-то человек нам в силу ряда, как кажется, объективных причин нам не нравится и нам неприятен. Можно взять какой-нибудь банальный пример из церковной жизни: есть, скажем, священник, который упорно не растит бороду и коротко стрижёт волосы, а ещё он не очень любит подрясник как форму повседневной одежды и потому везде ходит в одежде светской — о, ужас! — он носит джинсы. Синие джинсы. И футболки с забавными принтами. Но при этом он подолгу, искренне и внимательно молится. Он знает Евангелие, он знает богослужение, он любит святоотеческие труды и интересуется историей Церкви. Много ли найдётся христиан, которым будет важно наполнение жизни этого священника, а не его внешний вид? Практика показывает, что таких людей совсем немного, в глазах же абсолютного большинства он будет священником второго сорта, тем, от кого лучше держаться подальше, мало ли что: он не соблюдает традицию, тогда как традиция, в глазах очень многих христиан, — это основа основ, это фундамент, ее нарушение недопустимо. Ну а Евангелие... Причём здесь Евангелие? Отношение к такому священнику не изменится и в том случае, если по его молитвам Господь совершит исцеление немого. Его вообще ничего не спасёт от осуждения и неприятия, кроме изменения своего облика на более традиционный.
Нечто подобное происходило и по отношению ко Христу. Он не считался с традицией и делал то, что было предписано делать смыслом данного через Моисея закона Божия. Его не понимали, Его осуждали, Его распяли. Но Он воскрес, тем самым Он даровал нам прощение и возможность блаженной вечной жизни, вместе с этим Господь показал цену людским оценкам и вынес вердикт нашей способности делать умозаключения в том случае, если в их основе не лежит общение с Духом Святым, если они продиктованы исключительно внешними впечатлениями и приверженностью к устоявшейся традиции.
Читать далее
священник Дмитрий Барицкий